CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 лет

    Самсонова О. Д.

    Мифы древних славян

    Оглавление

    Цели:

    • знакомство детей с жизнью древних славян;
    • знакомство-с понятием "язычество", с именами древних богов;
    • знакомство с функцией фольклора как способа передачи древних знаний в закодированном виде;
    • расширение кругозора детей;
    • развитие речи детей и пополнение словарного запаса;
    • развитие образно-эмоциональной памяти детей;
    • воспитание интереса к прошлому родного народа;

    Оборудование:

    • народный костюм у учителя;
    • аудиозаписи русских народных песен (желательно из фондов профессиональных фольклорных коллективов;
    • демонстрационный набор иллюстраций "Славянские боги";
    • экспонаты краеведческого музея по теме "Быт славян";
    • плакат-таблица "Языческие боги славян"

    Класс украшен в народном стиле, представлены образцы народного костюма, вышивки. Парты по возможности убираются, стулья ставятся полукругом.

    Ход занятия:

    Звучит старинная народная музыка.

    Учитель в народном костюме:

    Ой, вы детушки-ребятушки,
    Молодые мои отроки!
    Вы послушайте внимательно
    Быль старинную, правдивую,
    Как жила-была святая Русь
    Племенами да общинами,
    Как молилась Красну Солнышку
    Да Сырой Землице-Матушке...

    Давным-давно почти две тысячи лет назад, а штат и много больше, русские люди жили племенами и общинами и назывались они тогда древними славянами каждого племени была своя местность по названию которой нарекалось и племя: кто жил в поле - те были полянами, кто в дремучем лесу - древлянами, на сырых кривых болотах жили кривичи, на озере онежском - онежцы, на реке Ладоге - ладожцы и т.д.

    А как вы думаете чем занимались славяне, наши предки? (дети говорят свои версии)

    Чем занимались поляне в полях? (хлеб сеяли!)

    А древляне в лесах? (на зверей охотились!)

    А озерные племена что делали? (рыбу ловили!)

    Учитель показывает детям экспонаты музея - предметы народного быта: серп, коса, чесало, ступа, бредень и т.д. Кратко рассказывает о предназначении каждого из предметов.

    Учитель: В каждом племени было несколько родов, род - это большая семья, где главным считался тот, кто старше всех: дед, прадед, прабабка, одним словом пращур - так его называли. Один род насчитывая иногда до ста человек которые жили в одном большом доме, или в нескольких домах, но в одной ограде. Мужчины рода работали в поле охотились ловили рыбу, воевали. Женщины тоже работали в поле и по дому, они шили, вышивали, ткали, изготавливали одежду и ковры, готовили пищу, стирали и т.д. Тут же играли множество детей разного возраста. Они приходились друг другу родными, двоюродными и троюродными братьями и сестрами.

    Каждый род сам обеспечивал себя питанием, одеждой, предметами быта и орудиями труда, в каждом роду были свои умельцы, которые лепили из глины, плели из лозы и бересты, резали по дереву и т.д.

    (Учитель показывает детям предметы народного декоративно-прикладного искусства.)

    Все роды племени были равноправны. Племенами управлял совет старейшин, который выбирал вождя. Вождь был главным военачальником над дружиной племени. Так же большое влияние в племени имел жрец - служитель древних богов. Жрецов древние люди почитали и боялись. Считалось, что жрецы могут разговаривать с духами и богами. Жрецов славяне называли еще волхвами или кудесниками к ним люди обращались, чтобы предсказать свое будущее, или попросить у богов хорошего урожая, победы в военном походе.

    Вера славян в богов называлась язычеством. Язычество - это такая религия, где верят во множество богов. В язычестве, как правило, нет Священного Писания, и все рассказы о божествах - мифы - передаются устно. Слово "язычество" однокоренное со словом "язык". Зная о язычестве своих предков можно постепенно узнать, как зародился и развивался родной язык. А еще словом язык раньше называли народ.

    Славянские мифы передавались устно. Этим они близки к устному народному творчеству: к сказке, былине, преданию и т.д. Главная особенность славянского мифа - его древность. Именно мифы дали содержание сказкам, которые зародились позднее. Тексты славянских мифов не дошли до наших дней. Но то, что мифы существовали, мы знаем примет, сказок, песен и древнерусских летописей, где часто упоминаются имена славянских языческих богов. Так же в русских народных сказках героями часто являются Красно Солнышко, Ясный Месяц, Beтер, Мать-Сыра-Земля, которые в древности так же считались славянскими божествами.

    А теперь мы познакомимся с небольшой закличкой о Солнышке и немножко отдохнем:

    Солнышко-ведрышко,
    Выгляни в окошко!
    Где твои детки?
    Сидят на запечке,
    Лепешки валяют.
    Тебя поджидают!

    (физминутка, разминка под ритм заклички)

    Учитель:

    А теперь давайте познакомимся со славянскими языческими божествами. Они делились на высших и низших. Высшие боги представляли собою природные стихии, жили на небе и никогда не опускались к людям на землю. Таких богов боялись, ведь они управляли Жизнью и Смертью человека, пряли нить его судьбы. А низшие боги - это боги-охранители дома, поля, леса и разных ремесел. Низших богов было превеликое множество. Жили они рядом с людьми, помогали или мешали людям в повседневной жизни, в быту. С низшими богами связано много суеверий и преданий.

    (На доске - таблица)

    Высшие божества славян.

    РОД - отец жизни на земле
    ДОМОВОЙ - хранитель дома
    МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ - мать жизни.
    ПЕРУН - бог грома и молнии
    СТРИБОР - бог ветра урагана
    ДАЖЬБОГ - бог дарующий тепло
    ХОРС - бог солнечного диска
    ЛАДА - богиня любви и согласия
    МАКОШЬ - богиня судьбы
    ЖИВА - богиня жизни и весны
    МОРЁНА - богиня смерти и зимы
    ЯРИЛО - бог оживающей природы

    Низшие божества славян

    ДОМОВОЙ - хранитель дома
    ЛЕШИЙ - хранитель леса
    ВОДЯНОЙ - хранитель реки, озера
    БАННИК - хранитель бани
    ОВИННИК - хранитель скота
    КИКИМОРА - хранительница болота
    РУСАЛКА - хранительница влаги на полях
    ДРЕМА - хранительница детей

    Учитель предлагает детям демонстрационный материал - иллюстрации с изображением славянских богов. Как правило, это репродукции с картин Н. Антиповой, И. Билибина. В. М. Васнецова. Так же можно использовать изображения низших божеств, которые в изобилии даны на русских лубках.

    Далее - беседа.

    Учитель:

    Дети, кто т вас слышал сказки и рассказы о низших славянских богах? (дети рассказывают вce, что им известно о домовых, русалках, леших и т.д.)

    Дети, а кто из вас слышал сказки или предания о высших славянских богах?

    (Чаще всего - дети затрудняются что-либо сказать.) На следующем занятии я хочу рассказать вам как главные языческие божества славян РОД, ЛАДА-МАТУШКА, МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ и создавали мир. Это будят первый славянский миф, который вы узнаете. А потом мы прочитаем еще много интересных, удивительных мифов!

    Ребята, попробуйте дома представить себе славянских богов и нарисовать их.

    Звучит народная музыка, дети рассматривают предметы народного быта, беседуют с учителем.

    В подготовке занятия использована следующая литература:

    1. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.,1999.
    2. Славяне. Иллюстрированная мировая история. М., 1999.
    3. Мельникова Л.Л. Датский музыкальный фольклор. М., 2000.
    4. Щуклин В. Мифы русского народа, Екатеринбург, 1997.

    Оглавление


    jorl.net