CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Глубинные истоки происхождения русской национальной культуры дохристианского периода

    Самсонова О. Д.

    Введение

    Оглавление

    Работа написана с целью ознакомления с русской национальной культурой педагогов, работающих по программам, направленным на приобщение детей к культуре родного народа. Таких программ много, есть выбор. Но, на мой взгляд, информация, предлагаемая педагогам, в этих программах неполная, и не может быть полной, потому, что русская культура в ней предлагается как некая данность, как цельный однородный монолит, и не прослеживаются ни исторические изменения в культуре народа, ни их причинно-следственные связи. Кроме того, ряд атрибутов и символов, присущих русскому прикладному искусству, ранее был теснейшим образом связан с обычаями и верованиями народа. В наше время смысл этих символов медленно, но верно забывается, а, значит, с ним забывается и ценный пласт русской культуры.

    Хотелось бы обратить внимание и на тот факт, что в наше время принято причислять к русской культуре и сценический стиль "под русскую культуру" - однообразный костюм, однотипные движения в танце, одни и те же песни и т.д. Следует помнить, что далеко не каждая стилизация близка к истинно русской традиции.

    Русская национальная культура глубока и многогранна. Для того, что лучше её понять, необходимо знать исторические корни народа, его исконные верования, приобщиться к древнему языку народа. Именно тогда откроются вашим глазам несметные сокровища культуры народа русского.

    Исходя из того, что сказано выше, я выбрала не культурологический подход к теме, а фольклорно-этнографический.

    Толковый "Словарь русского языка" С.И. Ожегова дает нам такие толкования слов "Фольклор" и "Этнография":

    "ФОЛЬКЛОР - совокупность различных видов и форм массового словесного художественного творчества, вошедших в бытовую традицию того или иного народа".

    "ЭТНОГРАФИЯ - 1. Наука, изучающая материальную и духовную культуру народа. 2.Особенности быта, нравов, культуры какого-нибудь народа".

    На мой взгляд, мы привыкли относиться к фольклору, как к набору текстов песен, сказок и т.д., в свое время собранных и записанных исследователями. А ведь фольклор, по сути, ни что иное, как коллективная память народа. В мертвых, неподвижных для нас текстах скрывается исторический подтекст - наши предки умели тщательно шифровать сакральный смысл под устойчивыми образами и оборотами речи. Читать "между строк", видеть в тексте подтекст может только тот, кто приобщился к глубинным истокам культуры, а не отнесся к ним поверхностно.

    Этнография, как наука, тесно связана с историей и археологией. Так же в рамках самой этнографии существует несколько разделов, например, такие, как этногенез - наука о происхождении народов; этногеография - наука о местности, на которой проживает какой-либо народ; этнопсихология - наука, изучающая природные психологические свойства, присущие тому или иному народу; этнопедагогика - наука, рассказывающая о народных способах и приемах воспитания детей, как представителей нации; и т.д.

    Этнопедагогика в последнее время привлекает к себе внимание лучших педагогов нашей страны. В последнем, лучшем на наше время, учебнике педагогики под редакцией доктора педагогических наук профессора П.И. Пидкасистого глава 22 называется так "Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России" Актуализируя выбор темы главы, автор ссылается на мнения таких педагогов, как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, на книгу Д.С. Лихачева "Раздумья".

    Вернемся к теме работы. Ниже я попытаюсь достаточно кратко и обоснованно передать исторический путь русского народа, его вычленение из индоевропейского единства и постепенное формирование как нации. Далее будут изложены первобытные верования, присущие нашим предкам; затем - последует знакомство со славянской мифологией, с пантеоном исконно русских богов. Постараюсь раскрыть принципы, по которым славяне, а впоследствии и русские, строили жилище, шили одежду, создавали предметы утвари. Сделаю попытку расшифровать русский орнамент и объяснить его глубинный смысл; а также показать, как магические знаки оберегов нашли свое место в русской азбуке.

    В основном, я буду рассматривать исторический период культурной жизни русского народа до крещения Руси, и лишь частично коснусь русской культуры, образовавшейся после слияния православия и язычества.

    Слово "язычество" имеет происхождение от слова "язык", что ранее означало - "народ". Таким образом, можно сделать вывод, что язычество - это система верований, присущая именно этому народу в отличие от религии, которая всегда охватывает большие территории и разные нации.

    Религия основана на вере в одного верховного бога, поэтому ей присущ канон - единый сложившийся текст вероисповедания. Язычество основано на вере во множество богов, олицетворяющих собою силы природы. Язычеству присуща мифология - совокупность мифов о разных богах, причем эти мифы могут иметь различные вариации зависимости от местности или исторической ситуации.

    Русский человек верил в силу природы, которую наделял душой живой. Русской культуре изначально был присущ космоцентризм (первичен космос, природа, а человек лишь часть большого мира и занимает в нем свою нишу), христианство привнесло на Русь мировоззрение антропоцентризма (человек - центр мира, царь природы и венец создания). Два практически противоположных мировоззрения слились в русской культуре в антропоморфизм (первичен человек, но природа не ниже его, а близка ему и наделена живой душой и человеческими чувствами). В наше время "в моде" техноцентризм (интеллект, прогресс - главное, а человек и природа - нечто вторичное). Носителю современного сознания трудно понять психологию славянина-язычника, привыкшего видеть мир иными глазами и верить в чудо. Через раскрытие русской мифологии я постараюсь познакомить педагогов с мировоззрением космоцентризма.

    С мифологией связаны и древние магические обряды, частично дожившие до наших дней и утерявшие свой первоначальный магический смысл. Для того, чтобы знать их и правильно передавать последующим поколениям, нам необходимо восстановить этот смысл. Магические обряды имеют целью непосредственное воздействие на человека, на тот или иной материальный объект ради достижения какого-либо результата. Существует несколько типов магии, но самый распространенный тип - защитная, оборонительная магия, целью которой является предохранение человека от "темных", "злых" сил. Магические обряды в этом случае носят характер очищения: очищения огнем, водой, заговорами, песнопениями и т.д. С магией связаны гадания, суеверия и вера в приметы, что так же является ценным пластом русской культуры.

    На магических обрядах построен весь аграрный календарь русских - с каждым земледельческим промыслом связан целый цикл обрядов. Даже месяцы получали свое название неслучайно: предполагалось, что травень (май) даст много травы, если его так ласково величать.

    Русские - один из трех народов восточных славян. Восточным славянам (русским, украинцам и белорусам) было присуще поклонение Солнцу, как божеству, и воде, как подательнице, дарительнице плодородия. Знаки Солнца и воды сплошь и рядом отражены в орнаменте декоративно-прикладного русского искусства.

    После принятия на Руси христианства многие прежние божества были переосмыслены русскими в виде святых. Например, Громовержец Перун стал ассоциироваться с Ильей Пророком, даже день их чествований в августе теперь совпадает. Богиня Рожаница, предшествовавшая Богородице Марии, всегда изображалась с поднятыми руками. Впоследствии мы могли наблюдать данный жест на иконах христианской Божьей Матери, чего нет на канонических изображениях Богородицы нигде в мире. Так же сохранились многие языческие магические обряды, вошедшие в контекст праздников, например, Масленица, Купалы, Коляды.

    Для того чтобы знать, какими были исконные обряды, традиции и верования русского народа, педагогам просто необходимо стремиться узнавать глубже русскую национальную культуру. Знание может быть поверхностным, может - слишком поверхностным, но никогда знание не может быть "слишком глубоким".


    Оглавление