CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Феномен Николая Заболоцкого

    Лощилов И. Е.

    4.1. Пространственные метатезы

    Оглавление

    Счастлив, кто падает вниз головой:
    Мир для него хоть на миг - а иной.
    Владислав Ходасевич

    Пространственные метатезы, как показано в работах С.В. Кековой (1986а, 1987), составляют важнейшее образное поле в мире Заболоцкого. В наиболее чистом виде принцип метатезы явлен в таких, например, строчках:

    Любовь стенает под листами,
    Она меняется местами,
    То подойдет, то отойдет...
              (Заболоцкий 1983, с. 30).

    Как отмечает исследователь, "поэт не указывает, с чем или кем любовь 'меняется местами': ему важен сам принцип метатезы" (Кекова 1987, с. 11).

    Особое место занимают случаи, когда метатеза разворачивается в вертикальном измерении и приводит к инверсии верха и низа. Нетрудно увидеть, что "Столбцы" буквально "окольцованы" образом вертикальной пространственной метатезы, притом что масштаб распространения принципа от первого столбца к последнему расширяется, охватывая весь пространственный универсум "Столбцов". Так, в "Белой ночи", один из трех любовников, перевернут вверх ногами.

    Здесь возле каменных излучин
    Бегут любовники толпой,
    Один горяч, другой измучен,
    А третий книзу головой.
              (Заболоцкий I, с. 30.)

    В заключительном "Цирке", выполняющем функцию апофеоза, вслед за картиной всеобщей паники обнаружим образ, свидетельствующий о тотальном распространении мотива:

    Тут пошел в народе ужас,
    Все свои хватают шапки
    И бросаются наружу,
    Имея девок полные охапки.
    "Воры! Воры!" - все кричали.
    Но воры были невидимки:
    Они в тот вечер угощали
    Своих друзей на Ситном рынке.
    Над ними небо было рыто
    Веселой руганью двойной,
    И жизнь трещала, как корыто,
    Летая книзу головой
              (Заболоцкий I, с. 76).

    Композиционное кольцо, явленное столь зримо, способно подтолкнуть читателя к поискам принципа симметрии на более глубоких и тонких уровнях организации текста сборника. В других столбцах мотив находит подтверждение, осуществляясь в "детском" и "женском" модусах:

    В сугробах роя катакомбы,
    Мальчишки лезут на врага.
    Один, задрав кривые ноги,
    Скатился с горки, а другой
    Воткнулся в снег [...]
              ("Игра в снежки", Заболоцкий I, с. 9).

    О мир, свинцовый идол мой,
    Хлещи широкими волнами
    И этих девок упокой
    На перекрестке вверх ногами!
              ("Ивановы", Заболоцкий I, с. 47-48.)

    В столбце "На лестницах", наконец, кот-отшельник, совершает некий чудовищный саморазрушительный акт, который сворачивает его тело в дугу и превращает в висельника:

    Но поздно! Кот, на шею сев,
    Как дьявол бьется, озверев,
    Рвет тело, жилы отворяет,
    Когтями кости вынимает...
    О боже, боже, как нелеп!
    Сбесился он или ослеп? [...]
    Большие дружные деревья
    Качали сжатыми телами
    Нагие птицы верещали,
    Скача неверными ногами.
    Над ними, желтый скаля зуб,
    Висел кота холодный труп.

    Монах! Ты висельником стал! Прощай [...]
              (Заболоцкий I, с. 63).

    Сворачивание в дугу связывает кота с форвардом из "Футбола", и сквозь оба образа при взаимном наложении просвечивает древнейший солярно-свастический символ Уробороса - змея, кусающего собственный хвост. Этот символический образ занимает одно из центральных мест в философии Г.С. Сковороды, с сочинениями которого поэт был хорошо знаком.

    Речь идет, как нам кажется, не о мотивных перекличках, каковых немало в любом подлинно художественном тексте, но о сознательно и жестко выстроенной стратегии: читатель в нужный автору момент должен вспомнить (или подсознательно "ощутить"), что с образом подобного рода он уже встречался прежде на страницах сборника. Повешенный книзу головой (см. 3.3) - столь важный образ в мире "Столбцов", в поэтическом мышлении Заболоцкого ("Николай Алексеевич говорил, что с помощью словосочетаний 'задом наперед', 'наоборот' и особенно 'книзу головой' возможно изображать предметы под новым углом зрения, в неожиданных ракурсах. Ему нравилось слово 'руконог', придуманное Хлебниковым, - пример яркого, образного мышления" (Заболоцкий 1995, с. 104.).) и, как нам представляется, в истории русского авангарда, что необходим экскурс в его предысторию. Стартовой площадкой станет одно раннее стихотворение Велимира Хлебникова.


    Оглавление