CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Уроки стихосложения для самых маленьких

    Нулин Е. Н.

    Занятие третье: "Палка - селёдка, или Что такое рифма?"

    Оглавление

    Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья!

    Вот и подошла к концу вторая четверть, приближаются Новогодние праздники, а с ними и весёлые зимние каникулы. Поздравляя всех вас и ваших близких с Новым годом и Рождеством, я думаю, однако, что у вас достанет времени не только для отдыха, но и для чтения, и для размышления над тем, о чем мы с вами сегодня поговорим.

    А побеседуем мы сегодня об одной очень важной особенности русской поэзии.

    Вы уже знаете, что поэзия возникла очень давно, почти сразу же, как только древний человек начал задумываться о мире и его красоте, о себе самом в этом мире, как только стал пытаться объяснить эту красоту себе и окружающим. Вероятно, первыми искусствами были живопись и поэзия. Археологами были найдены замечательные древнейшие наскальные рисунки, изображавшие людей и животных, ну а что касается стихов и песен - наиболее старым, известным нам, не меньше трёх-трёх с половиной тысяч лет.

    В те далёкие времена стихи сочинялись для устного исполнения в сопровождении простого струнного музыкального инструмента: так они легко запоминались и самим сочинителем и слушателями, легко воспринимались, особенно когда ритм их был достаточно чётким, а наиболее красивые и важные строки часто повторялись. Это повторение самых лучших строк было необходимо ещё и потому, что древняя поэзия не знала рифмы.

    Действительно, рифмованных стихов нет ни в древней ближневосточной, ни в античной (древнегреческой и древнеримской) поэзии, подарившей миру такие стихотворные шедевры, как вавилонская "Песнь о Гильгамеше", иудейская "Песнь песней", древнегреческие "Илиада" и "Одиссея", римские "Энеида" и "Превращения" ("Метаморфозы"). Рифма (по крайней мере, так было в европейской поэзии) впервые появилась в VI веке нашей эры, т.е. в эпоху раннего средневековья, в Византии, в благочестивых стихах учёного монаха и поэта Романа, которого прозывали Сладкопевцем. Это прозвище, разумеется, и дано было ему за то, что стихи его сильно отличались от других благодаря необычному новшеству - рифме.

    Что же это такое? Почему Пушкин называл рифму "летучей волшебницей"? Какие бывает рифмы? Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.

    Все вы, разумеется, помните сказку Николая Носова про Незнайку. В одной из глав этой книжки рассказывается о том, как Незнайка решил сделаться поэтом. Известный среди коротышек стихотворец Цветик сказал ему, что в стихах главное - рифма, а рифма - это когда строчки заканчивается созвучным слогом. Например? Например, чтобы в конце рифмующихся слов был слог "ка". Из этого объяснения Незнайка заключил, что "палка" и "селёдка" - это рифма.

    Ошибка Незнайки была в том, что рифма на самом деле - не просто повторяющийся слог, а повторяющийся ударный слог (или несколько слогов, среди которых главный обязательно должен быть ударным). Так что рифмой к "палке" должна быть "скалка", а к "селёдке", например, "лодка".

    Вообще же рифма, как и почти все стихотворные термины - слово греческое, означает не что иное, как соразмерность, или по-старорусски - "краегласие".

    Рифмы, как лица, бывают красивые и некрасивые; как люди - богатые и бедные, мужские и женские и ещё всякие другие, но об этом чуть позже.

    Прежде всего - что такое богатые и бедные рифмы?

    Если мы срифмуем "соль - боль" и, например, "учитель - мучитель", это будет не совсем одно и то же, правда? Конечно, рифма и в том и другом случае настоящая, потому что рифмуются ударные слоги, однако в первой паре рифмуются только три буквы "о", "л", "ь"; во второй же - целых шесть. Более того, полностью повторяются сразу три слога "у", "чи" и "тель". Понятно, что первая рифма - бедная, а вторая - богатая. Или (что одно и то же) - некрасивая и красивая.

    А что значит: мужская и женская? Очень просто: мужская рима предполагает ударение на последнем слоге от конца слова ("соль-боль", "том-дом", "парик-материк" и т.п.), женская - ударение на предпоследнем слоге от конца слова ("мама-рама", "учитель-мучитель", "учёный-увлечённый").

    Но ведь бывает и так, скажут наиболее наблюдательные из вас, что в рифмующихся словах соразмерны не два слога, а больше, например, "вороны-стороны", "мужество-дружество", "Наталия-талия". Какая же это будет рифма?

    Если подумать, это тоже несложно. Давайте вспомним трёхсложные стихотворные размеры. Во всех рифмующихся трёхсложных примерах ударение, естественно, падает на третий от конца слова слог, т. е. - на первый в трёхслоговой рифме, так? А как называется трёхсложный размер, в котором ударение в стопе стоит на первом слоге? Правильно, дактиль. Значит, и рифма такая будет называться дактилической.

    Чаще всего, римуются последние слова в строках, однако бывает, что и внутри строки некоторые слова подбираются так, чтобы они рифмовались. Такая рифма называется внутренней. Ещё реже встречается начальная рифма - когда рифмуется первые слова строки.

    Почитайте стихи разных поэтов, и вы обязательной найдёте примеры самых разнообразных рифм.

    Пока мы говорили только о расположении рифмы в строке. Теперь настала очередь поговорить о том, как располагаются рифмы в строфе. Строфа, как вы помните, правильное название определённого количества стихотворных строк, собранного в целое и выражающего, как правило, законченный период (например, песенный куплет).

    Представим себе строфу из четырёх стихотворных строчек. Рифмоваться в ней могут либо все строки, либо только некоторые, либо все, но различными группами. В четырёхстрочной строфе, как правило, между собой рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строчки, либо первая-вторая, третья-четвёртая, либо первая-четвёртая, вторая-третья. Такие рифмы называются соответственно перекрёстными, парными и опоясывающими.

    Обозначим рифмующиеся слова буквами "А" и "Б".

    Возьмём для примера известные пушкинские стихи:

    Буря мглою небо кроет, (А)
    Вихри снежные крутя. (Б)
    То как зверь она завоет, (А)
    То заплачет, как дитя. (Б)

    Понятно, что в данном случае перед нами перекрёстная рифма.

    Пример рифмы парной:

    Были бури, непогоды, (А)
    Да младые были годы! (А) В день ненастный, час гнетучий (Б)
    Грудь подымет вздох могучий... (Б)
           (Е.А. Боратынский)

    Пример рифмы опоясывающей:

    Всходили робко облака (А)
    На небо зимнее, ночное, (Б)
    Белела в мертвенном покое (Б)
    Оледенелая река. (А)
           (Ф.И. Тютчев)

    Кроме всего сказанного, рифмы бывают ещё открытыми и закрытыми. В первом случае рифма оканчивается гласным звуком ("облака-река"), во втором - согласным ("ответ-рассвет").

    Существуют и другие различия, но сегодня мы о них говорить не будем. Урок пора заканчивать. Остаётся сказать ещё только о рифмах каламбурных.

    Каламбур в переводе с французского означает - "игра слов". Каламбурная рифма, таким образом, предполагает такую словесную игру, когда совершенно разные слова имет похожее звучание, особенно будучи составлены вместе.

    Самыми знаменитыми русскими поэтами, особенно много внимания уделявшими каламбурной рифме, были в XIX веке Дмитрий Минаев, а в XX веке - Владимир Маяковский.

    Минаев даже о самом себе говорил, используя замечательные каламбуры:

    Область рифм - моя стихия,
    И легко пишу стихи я,
    Без раздумья, без отсрочки
    Я бегу к строке от строчки,
    Даже к финским скалам бурым
    Обращаюсь с каламбуром.

    Рассказывают, что он на спор без перерыва сочинял стихи на всём протяжении пешего хода по Невскому проспекту. А это довольно далеко, доложу вам. И ведь выигрывал пари!..

    Владимир Маяковский сочинил множество прекрасных каламбуров, один из которых можно считать просто образцом словесной игры:

    Лет до ста
    расти
        нам
    без старости,
        год от года
    расти
        нашей
    бодрости.
        Славьте
    молот и стих -
        землю
    молодости!

    Но не только Минаев и Маяковский - каждый большой поэт не избегает поиграть в каламбуры, ведь это так естественно для человека, занимающегося "деланием стиха", "творением стиха". Последний пример, который я приведу сегодня, - пушкинский каламбур:

    "Вы, щенки! За мной ступайте!
    Будет вам по калачу,
    Да смотрите ж, не болтайте,
    А не то поколочу".

    Всё, дорогие мои друзья, на этом урок закончен. Читайте книги, внимательно изучайте классиков - и многие секреты поэзии легко откроются вам. А для того, чтобы сегодняшний материал не забылся, попробуйте ответить на следующие вопросы:

    1. Что такое рифма?
    2. Кто и когда первым применил рифму в европейской поэзии?
    3. Какой может быть рифма внутри строки? внутри строфы?
    4. Что такое каламбурная рима?
    5. Почему Незнайка так жестоко ошибался, считая что "палка" и "селёдка" - рифмующиеся слова?

    А я на этом с вами прощаюсь. Желаю веселых каникул и хорошего настроения. До новых встреч.

    Ваш доктор Нулин.


    Оглавление