CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Уроки стихосложения для самых маленьких

    Нулин Е. Н.

    Занятие второе: дело усложняется - оказывается, в русской поэзии есть не только двусложные размеры.

    Оглавление

    Добрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии.

    В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами - ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей - это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором - безударный слог. Ямб - наоборот.

    Но, скажете вы, "Мама мыла раму" - хорей и "Буря мглою небо кроет" - тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, "Мама мыла раму" - просто стихотворная строчка, а "Буря мглою..." - великая поэзия. Почему так - нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем.

    МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/: три ударных + три безударных слога составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным.

    БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/: четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это - четырёхстопный хорей.

    То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры:

    Для берегов отчизны дальной
    Ты покидала край чужой;
    В час незабвенный, в час печальный
    Я долго плакал пред тобой.

    (А.С. Пушкин)

    Но нет печальней повести на свете,
    Чем повесть о Ромео и Джульетте

    (У. Шекспир, перевод Б.Л. Пастернака).

    В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько - в строке Шекспира-Пастернака - предстоит решить вам.

    Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например:

    Буря на небе вечернем,
    Моря сердитого шум,
    Буря на море и думы,
    Много мучительных дум

    (А.А. Фет)

    или:

    Славная осень! Здоровый, ядрёный
    Воздух усталые силы бодрит;
    Лёд неокрепший на речке студёной
    Словно как тающий сахар лежит.

    (Н.А. Некрасов)

    Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело?

    Еще раз займёмся арифметикой.

    БУря на НЕбе веЧЕРнем,
    МОря серДИтого ШУМ...

    Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?.. Попробуем проследить их чередование. Первым стоит ударный слог "МО"; затем подряд два безударных "ря", "сер"; потом снова ударный "ДИ", за ним вновь два безударных "то", "го"; наконец ударный "ШУМ". Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь - через два слога. А если ударных - три, значит мы имеем дело с размером трёхстопным.

    То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем:

    СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный
    ВОЗ-дух ус/ ТА-лы-е/ СИ-лы бод/ РИТ...

    Ударных слогов в каждой строчке - по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он - дактиль. Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, - дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну конечно же, три. Если в дактиле ударный слог - первый, то в амфибрахии - второй, а в анапесте - третий. Приведём примеры.

    Амфибрахий:

    ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору
    Я ИЗ ле/ су ВЫшел;/ был СИЛЬный/ моРОЗ.

    (Н.А. Некрасов);

    Ах, ЧУДно/е НЕбо,/ей БОгу,/над Этим/класСИчес/ким РИмом,/
    Под Эта/ким НЕбом/ неВОЛЬно/ хуДОЖни/ком СТАнешь./

    (А.Н. Майков).

    Анапест:

    Я теБЕ/ ничеГО/ не скаЖУ,/
    Я теБЯ/ не встреВО/жу ниЧУТЬ,/
    И о ТОМ,/ что я МОЛ/ ча тверЖУ,/
    Не реШУСЬ/ ни за ЧТО/ намекНУТЬ./

    (А.А. Фет);

    НачиНА/ют охО/ту леТУ/чие ЛЁГ/кие МЫши,/
    На ночНУ/ю своБО/ду меНЯ/я черДАЧ/ные НИши,/
    И вонЗА/ются в НЕ/бо с отЧА/яньем ПО/луптенЦОВ,/
    ОттоГО/ что ГосПОДЬ/ не отДАЛ/ им горТА/ней певЦОВ./

    (В.С. Светлосанов).

    Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух.

    Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот - дактиль Некрасова:

    СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный...

    Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой - только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать...

    Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе?

    Для берегов отчизны дальной
    Ты покидала край чужой...

    Сколько стоп в этих строках Шекспира?

    Но нет печальней повести на свете,
    Чем повесть о Ромео и Джульетте.

    2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова?

    Однажды в студёную зимнюю пору
    Я из лесу вышел; был сильный мороз...

    Сколько стоп в амфибрахии Майкова?

    Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом,
    Под этаким небом невольно художником станешь.

    3. Сколько стоп в анапесте Фета?

    Я тебе ничего не скажу,
    Я тебя не встревожу ничуть,
    И о том, что я молча твержу,
    Не решусь ни за что намекнуть.

    Сколько стоп в анапесте Светлосанова?

    Начинают охоту летучие лёгкие мыши,
    На ночную свободу меняя чердачные ниши,
    И вонзаются в небо с отчаяньем полуптенцов,
    Оттого что Господь не отдал им гортаней певцов.

    И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов.

    А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч.

    Ваш доктор НУЛИН


    Оглавление