CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Уроки стихосложения для самых маленьких

    Нулин Е. Н.

    Занятие первое: чем отличаются стихи от прозы.

    Оглавление

    Вот и осень пришла, безотрадная осень. Птицы смолкли, листва облетела в садах. Грустно хмурятся люди...

    Здравствуйте, мои дорогие маленькие друзья! Старый учитель, доктор Нулин хандрит, но... пора на урок.

    Начнём его с маленького фрагмента из осеннего стихотворения великого русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Это стихи не для детей. Для взрослых? Да. Но только ли? Разве дети, то есть, вы, не взгрустнёте вместе с поэтом, разве не восхититесь его волшебными строчками:

    Обвеян вещею дремотой,
    Полураздетый лес грустит;
    Из летних листьев разве сотый,
    Блестя осенней позолотой,
    Ещё на ветке шелестит.

    Перечитывая Тютчева и глядя на печальные обнаженные ветви берёз, я подумал: многие из вас - я это точно знаю - сами пробуют сочинять стихи. А это ведь очень непростое дело. И потому давайте поговорим о поэзии. Почему она такая волшебница? Отчего настоящий поэт, произнося те же самые, что и мы с вами, слова, добивается такого напевного, такого гармоничного звучания?

    Впрочем, хочу вас сразу же предупредить: всех и, может быть, самых главных тайн поэзии открыть и объяснить не дано никому. Они открыты только Аполлону, древнегреческому богу солнечного света и вдохновения, да девяти его божественным служительницам Музам, из которых Муза лирической поэзии, звавшаяся Эвтерпой, осеняла Тютчева, Пушкина, да и нас с вами осеняет, коль скоро говорим мы о русской лирике. Даже сами эти великие поэты вряд ли сумели бы объяснить вам, как удалось им создать свои шедевры. Одно слово "вдохновение" заменяет в таких случаях любые объяснения, и мы согласно киваем головами и поднимаем глаза к небу, к солнцу, к Аполлону.

    И всё же кое-что среди этих тайн и загадок объяснению поддаётся.

    Прежде всего, ответьте, заметили ли вы, что самые первые строки этой моей беседы с вами отличаются от всех остальных? Заметили? Молодцы! Действительно, они построены так, чтобы всё в них, как говорили ребятишки в моём детстве, было в склад и в лад. А что значит "в склад и в лад"? Ну, это чтобы слова можно было... пропеть. Действительно, попробуйте, например, пропеть:

    Есть короткая, но дивная пора в первоначальной осени...

    Сложновато? А так:

    Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора...

    Уже легче. А если ещё и разбить одну длинную строчку на две:

    Есть в осени первоначальной
    Короткая, но дивная пора... -

    то получится совсем уже легко. Складно, ладно и поётся. Это, в общем, и называется стихами, поэзией. Она появилась очень-очень давно, во времена незапамятные. Во всяком случае, вряд ли намного позднее обычной, прозаической речи. А в художественной литературе - раньше. Почему? Да потому что в те времена люди ещё не умели писать. А сочинять уже умели. И вот для того, чтобы запомнить сочинённое, а также для того, чтобы порадовать слушателя необычной красивой речью, сочинять стали стихами, складными да ладными преимущественно недлинными фразами. И дыхание во время исполнения под какие-нибудь гусли или лиру можно перевести, и слушатель лучше запомнит.

    А как же всё-таки добиваются поэты такого склада? Ещё раз перечитайте сначала "Есть в первоначальной осени короткая, но дивная пора", а потом "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора"... Улавливаете разницу? Правильно: различие в расстановке слов. И только. Однако эта расстановка слов делается в определённой последовательности. В какой? Наш язык, как все вы прекрасно знаете, состоит из звуков, которые на письме обозначаются буквами. Звуки и буквы бывают гласные и согласные. Сочетания гласных и согласных звуков и букв составляют слоги. Сочетания слогов составляют слова. Ну а уж из сочетания слов получаются фразы и предложения. Все вы, наверное, помните, как трудно и неуверенно вы читали на первых порах: складывали буквы в слоги, а слоги в слова. В словах, если они были не такие родные и знакомые, как "ма-ма", "па-па", "ба-ба" и "де-да" вы с трудом подыскивали главные, ударные, слоги, подыскивали, пока не вспоминали, пока не узнавали этих слов, слышанных раньше. Ударение - очень важная вещь, и особенно - в поэзии, потому что именно правильное чередование ударных и неударных слогов и составляет её основу - ритм.

    Теперь ясно, что поэтическая строка отличается от обыкновенной ритмом. И, значит, слова для неё подбираются так, чтобы составляющие их ударные и безударные слоги чередовались в определённой строгой последовательности. Самый простой пример:

    МА-ма МЫ-ла РАму.

    Здесь три слова. Каждое состоит из двух слогов. Ударные слоги выделены крупным шрифтом. Мы видим, что каждый первый из двух составляющих каждое слово слогов - ударный, а каждый второй, наоборот, безударный. Значит, приведённая строчка - поэтическая.

    Возьмём пример посложнее.

    Люблю грозу в начале мая...

    Это - начальная строка стихотворения Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза". Попробуем разобраться, почему эта строка поэтическая?

    Люб - ЛЮ гро- ЗУ в на - ЧА - ле МА - я...

    Здесь наоборот, ударный слог - каждый второй. Однако, подчёркиваю, это, КАЖДЫЙ второй.

    Есть ли разница между образцами первым и вторым? Конечно. Во-первых, разница художественная, во-вторых, разница в принципе чередования ударных слогов. Оставим пока художественность, продолжим о чередовании.

    По принципу чередования ударных и безударных слогов измеряется ритм стихотворения, или его метр. Такое сочетание ударного и безударного слогов называется СТОПОЙ. Стопа совсем не обязательно должна составлять слово. Вот в словах "люблю" и "грозу" в тютчевской строке действительно по одной стопе, но уже в слове "начале" - не одна, а полторы стопы, потому что в нём три слога - безударный, ударный и снова безударный. А Тютчев составляет строку, как мы уже говорили, строго чередуя безударный и ударный слоги, через раз. И получается, что в последнем слове строки "мая" ударение падает на первый слог, но в стопе он как раз второй, то есть именно такой, какой нужно, чтобы ритм стихотворения сохранился.

    Такая стопа, как в приведенной строке Тютчева, или в строке "Мама мыла раму", называется двусложной, потому что состоит из двух слогов. А размеры стихотворений, написанных с помощью двусложной стопы, называются ХОРЕЕМ и ЯМБОМ. Хорей - это двусложный размер, в котором ударение падает на каждый первый, или нечётный, слог; а ямб - двусложный размер, в котором ударение падает на второй, или чётный слог. Таким образом, получается, что "мама мыла раму" - это хорей, а "есть в осени первоначальной" - ямб. Но это ещё далеко не всё...

    Наверное, вы уже немножко устали. Что ж, тогда будем считать: на этом первый урок закончен. Домашнее задание? Попробуйте посчитать, подумать и ответить всего на четыре вопроса. Вот они:

    1. Почему ваш доктор Нулин сказал, что поэзия пришла в художественную литературу раньше, чем проза?
    2. Что такое стопа; есть ли разница между стопой и словом; если есть, то какая?
    3. Как вы думаете, откуда пришли к нам эти слова, понятия и стихотворные размеры - "хорей" и "ямб"?
    4. Каким размером написаны следующие стихи:
      • "Весь лес стоит как бы хрустальный..." (Ф. Тютчев)
      • "Старший - умный был детина..." (П. Ершов)

    А сейчас простимся до новой встречи. Вы отдохнёте и попробуете ответить на вопросы, а я подумаю над тем, что рассказать вам в следующий раз.

    Да, чуть не забыл... Задание для отличников: отыщите, пожалуйста, и прочитайте полностью то стихотворение Ф.И. Тютчева, фрагмент из которого мы только что прочитали вместе, и напишите маленькое сочинение о нём. Что вам в этом стихотворении особенно понравилось, что вы не смогли понять и вам не объяснили учителя и родители? Вообще, напишите о ваших впечатлениях об осени, которую изобразил поэт, и об осени, которую вы видите своими глазами. А если вы что-нибудь знаете о самом Фёдоре Ивановиче Тютчеве, то напишите и о нём. Я буду рад прочитать ваши работы, которые вы можете отправлять мне электронной почтой по адресу: rvn@nsk.fio.ru. Только обязательно используйте код Windows 1251. Самые лучшие ваши сочинения мы будем публиковать на сайте: http://raspopin.websib.ru, а самые-самые лучшие перепечатаем ещё и в детском альманахе "Ярилки", который издаётся в муниципальной гимназии N 1 г. Новосибирска.

    До новых встреч, будьте здоровы, послушны и любознательны. Много читайте, много гуляйте и обязательно пробуйте сочинять.

    Ваш доктор Нулин


    Оглавление