CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древнего Востока.

    Распопин В.Н.

    Древняя Месопотамия. Язык. Письменность. Миф

    Оглавление
    Вопросы к главе

    В Библии рассказывается о четырех реках, текущих из Рая. Две из этих рек называются Тигр и Евфрат.

    Именно здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, примерно в VI тысячелетии до нашей эры возникла одна из первых, известных нам, цивилизаций - шумеро-аккадская.

    Прежде чем начать рассмотрение ее основных черт, зададимся вопросом: а что такое цивилизация вообще?

    Термин этот произошел от латинского слова cives, что означает "гражданин", или civiles - гражданский, civitas - гражданская община, город. Энциклопедический словарь определяет цивилизацию как синоним культуры, уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, ступень общественного развития, следующую за варварством.

    Не вдаваясь в подробности исторических истоков народов древности, скажем только, что племенам земледельцев и скотоводов, освоившим эти территории, жилось несладко. Реки Тигр и Евфрат протекают через зону пустыни. Климат здесь тяжелый, в степных участках почти так же жарко, как и в пустынных, и без искусственого орошения земледельчество невозможно. В то же время реки периодически разливаются, наводняя и заболачивая большие пространства. Посевы либо выгорают, либо затапливаются. Дерева здесь практически нет, только тростник; нет и камня, пригодного для изготовления орудий, ни, тем более, металла. В то время, когда соседи уже освоили медь, этим народам приходилось ее выменивать.

    Что же они могли дать взамен?

    Рабов, изделия из глины... А после того, как освоили ирригацию, хлеб.

    Это была первая великая победа человеческой культуры - создание искусственных водохранилищ, откуда в период засухи несколько раз в году отводилась вода на поля.

    Видимо, с этой победы и появляется возможность говорить о цивилизации.

    Небольшой экскурс в историю был нам необходим для того, чтобы повести речь о языке. Почему? Потому что язык не только средство общения людей между собой, но и потому что язык еще и знаковая система, т.е. письменность, а на позднейших стадиях развития человечества - литература, предмет этого пособия.

    Но пока еще до литературы далеко. Пока происходит следующее.

    У шумеро-аккадских племен появляется избыток хлеба, высвобождается рабочая сила, ведь на полях теперь могут работать уже не все. Высвободившиеся наиболее обеспеченные группы людей занимаются совсем иными делами: служением культам, политическими трудами, торговлей и обменом, ремеслами и пр. Происходит, таким образом, разделение на классы.

    Создается цивилизация, у которой для подсчета, обмена информацией и т.п. возникает неоходимость в письменности. И в то же самое время, если еще не раньше, потребность в письменности возникает у жрецов, служителей культа, поскольку храмовые хозяйства с древнейших времен были наиболее богатые, развитые и, значит, особо нуждающиеся в учете, контроле, т.е. в некой знаковой системе. Первоначально (примерно около 3000 г. до н.э.) письменность возникла как система своеобразных рисунков и лишь спустя 500 - 600 лет приняла упорядоченную систему.

    Как вы знаете из истории Древнего мира, письменность этого региона носит название _"клинописи"_, поскольку осуществлялась посредством нанесения на сырые глиняные дощечки (потом обжигавшиеся) значков тростниковыми палочками, в результате приобретавшими наклонный, клинообразный вид.

    ***

    История прочтения, расшифровки древневавилонского письма очень интересна и имеет почти детективный сюжет. Отвлечемся ненадолго от истории Древней Месопотамии и вспомним, кто и как открыл миру ее культуру.

    Для начала несколько слов об одном неаполитанском купце XVII века, жившем примерно в то же время, когда действуют герои мушкетеры А. Дюма, Пьетро делла Балле, прозванном земляками Il Pellegrino - пилигримом.

    В свое первое путешествие Пьетро отправился, кажется, со злости, разобиженный тем, что родственники выдали его нареченную замуж за другого. Поехал он, естественно, в Иерусалим, ко гробу Господню. Далее, уже по зову сердца, он направился в Венецию, Константинополь, Каир, в Месопотамию, в Сирию и Иран.

    Что встречал он на своем пути? Пиратов, дикость, грязь, болезни... Но и приключения, интриги, знакомства, дружбы. В Месопотамии он влюбился и женился, но вскоре после свадьбы испытал новый удар судьбы: его жена умерла. Четыре года возил Пьетро ее тело с собой, пока не попал в Неаполь и не похоронил жену в семейном склепе.

    В Южной Персии увидел наш купец грандиозные руины древности. Бродя среди развалин, он заметил на кирпичах странные, загадочные знаки, похожие на отпечатки птичьих когтей. Пьетро сделал оттиски этих значков и привез их в Европу, где сразу же разгорелся спор о том, что же это такое: письменность или просто орнамент. Пьетро считал, что письменность. Он высказал по тем временам удивительную догадку, что клинопись нужно читать слева направо, т.к. острия горизонтальных клиньев всегда направлены в правую сторону.

    Между прочим, те развалины, что увидел Пьетро, оказались Персеполем - древней столицей персидских царей, в руины же обратил ее сам Александр Македонский.

    Дальнейшая жизнь Пьетро делла Балле для нас неинтересна, разве что отраден факт его последней женитьбы на грузинке, с которой было у них четырнадцать сыновей.

    В начале XIX века в немецком университетском городке Гёттингене (помните :"...Владимир Ленский, с душою прямо геттингенской..."?) жил чудаковатый учитель греческого и латыни местного лицея, страстный любитель всякого рода шарад и ребусов Георг Фридрих Гротефенд.

    В 1802 г. он впервые увидел клинописный текст из Персеполя и поклялся друзьям в пивной, что расшифрует его. Друзья же только посмеялись над учителем, поскольку многие до него пытались это сделать, но безуспешно.

    Однако Гротефенд был человеком упрямым. Он заметил, что обычно персепольские надписи делятся на три столбца. Может быть, решил учитель, это какая-то одна и та же надпись на трех языках?

    Античные авторы более-менее подробно освещали в своих трудах историю Ближнего Востока, и филологу было известно, что персидский царь около 540 г. до н.э. захватил Вавилонское государство. Тогда, возможно, одна из надписей сделана на древнеперсидском языке. Но какая? Гротефенд рассудил, что средняя, ведь персы победили.

    Далее, среди значков дважды повторялась во всех трех колонках одна и та же комбинация, и сообразительный учитель пришел к выводу, что она может сообщать царский титул.

    Получалось: царь (слово) - имя царя (слово) - неизвестное слово А - царь (слово) - имя царя (слово) - неизвестное слово Б.

    Значение этого слова напрашивалось само собой: СЫН. Тогда надпись следует читать: царь - имя царя - сын царя - имя царя - сын - неизвестное слово Б. Но перед последним неизвестным словом не было царского титула.

    Или гипотеза неверна, или?.. Человек, носивший это имя, не был царем, но находился в родстве с обоими царями, а коли тот и другой цари - его потомки, значит, одному из них он должен быть отцом, а другому - дедом.

    Получалось: царь - имя царя - сын - царь - имя царя - сын - имя перса.

    Теперь нужно было найти такого перса, который, не будучи царем сам, имел бы царями сына и внука.

    Гротефенд перерыл античных историков и нашел-таки.

    Персидский князь Гистасп имел сына Дария, царя с 521 по 486 г.г. и внука Ксеркса, царя с 486 по 465 г.г. до н.э., известного тем, что он пытался завоевать Грецию.

    Текст теперь звучал так: царь Ксеркс, сын царя Дария, сына Гистаспа.

    Однако это было еще не все. Имена-то Гротефенд почерпнул у грека Геродота, а как они звучали по-персидски?

    Гротефенд вновь зарылся в книги, на сей раз в священное писание персов - _Авесту_. Ее язык должен был быть (и оказался) близок древнеперсидскому. А там имя Гистаспа звучало то как Кистап, то как Густасп, то как Витасп, то вообще как Гошап...

    В результате Гротефенду покорились девять алфавитных знаков. Тридцать четыре года спустя, используя его находки, немец Лассен, француз Бюрнуф и англичанин Роулинсон окончательно дешифровали алфавит.

    Генри Фредерик Роулинсон начал свою карьеру юнгой на английском паруснике, курсировавшем между Великобританией и Индией. Во время одного из рейсов он приглянулся губернатору Бомбея сэру Джону Малькольму. Шестнадцати лет от роду, в 1826 году, он перешел на службу в пользовавшееся дурной славой акционерное общество, получавшее баснословные прибыли за счет ограбления Индии. Вскоре Роулинсон получает офицерские эполеты, в 1833 г. он уже майор и занимает должность инструктора персидской армии. Еще через шесть лет он политический агент Англии в Афганистане, далее - консул в Багдаде, член британского парламента, посол в Тегеране.

    Неправда ли, сногсшибательная карьера? А ничего странного, если знать, что все это - ширма, за которой скрывался самый настоящий Джеймс Бонд XIX века, ас английской разведки, в руках которого были сосредоточены нити едва ли не всех политических интриг Востока. Именно он сеял вражду среди азиатов против России, с успехом продолжая дело Тегерана и Лондона после убийства Грибоедова.

    И тем не менее удивительная карьера - еще не все. А в нашем случае и вовсе не главное. Не менее удивительно было хобби Роулинсона: параллельно с Гротефендом и совершенно ничего о нем не зная, Роулинсон точно таким же образом расшифровал ту же надпись плюс еще несколько знаков алфавита. Авантюрный роман его жизни и увлечений блестяще рассказан польским писателем Зеноном Косидовским в книге "Когда солнце было богом" (М.: Наука, 1991), к которой составитель отсылает любознательного читателя, а мы с вами должны знать о Роулинсоне главное. Он сумел доказать, что один и тот же знак в ассиро-вавилонском письме мог обозначать как букву, так и слог и даже целое слово.

    Это открытие поставило в тупик лингвистов. Как же проникнуть в тайну древнего письма?

    Помощь пришла от археологов. Как раз в это время француз Ботта раскопал около сотни глиняных табличек, оказавшихся фрагментами древней энциклопедии. На них параллельными столбцами давались рисунки предметов, их названия на вавилонском языке и клинописные чертежи, обозначающие их фонетическое звучание. Эти таблички позволили дешифровать 200 знаков ассиро-вавилонского письма.

    Среди археологов нужно назвать имя еще одного сотрудника британской разведки Остена Генри Лэйярда, раскопавшего руины Ниневии - столицы Ассирии.

    Благодаря усилиям археологов и лингвистов наука теперь хорошо знает историю древнейшей цивилизации шумеров.

    В большинстве случаев ученых выручало даже не столько знание, сколько использование блестящего шерлокхолмсовского метода дедукции.

    Так, скажем, Леверье и Адамс в конце XIX века с помощью этого метода открыли новую планету (Нептун) в Солнечной системе, в начале XX века американец Ловелл таким же образом вычислил Плутон. В 1869 году Д.И. Менделеев опубликовал таблицу 63-х химических элементов и предсказал появление новых, еще не известных, что подтвердилось сто лет спустя. Немецкий естествоиспытатель Геккель во второй половине XIX века высказал предположение о том, что должно существовать промежуточное звено между человекообразной обезьяной и человеком, и в 1892 году голландский врач Дюбуа находит на Яве останки скелета питекантропа. Так же было предсказано (да не историками, а лингвистами!) существование в древности шумеров.

    Каким образом?

    В ассиро-вавилонском письме, как мы уже упоминали, одни знаки имели характер пиктографический, другие алфавитный, третьи - обозначали целые слоги, т.е. превратились в фонетические символы. Это единовременное сосуществование натолкнуло лингвистов на мысль, что перед ними система длительного и медленного развития.

    Значит, был в седой древности исчезнувший народ, который и...

    В 1877 г. французский шпион (везет шумерологии на шпионов!) Эрнест де Сарзек нашел у подножия кургана статую, выполненную в совершенно неизвестном стиле, с 1888 по 1890 г.г. американцы Петерс, Хайнес и Фишер раскопали город Ниппур, столицу религиозного культа Шумера, а в 1922 году англичанин Вулли сделал ряд сенсационных открытий в древнем Уре, городе библейского Авраама. Более того, там извлекли из земли поселения эпохи неолита, основанные неизвестными народами задолго до шумеров.

    И несколько слов еще об одном англичанине, Джордже Смите. Он был скромным, бедным гравером в государственном монетном дворе в Лондоне. Человек выдающихся способностей, Смит из-за бедности родителей не смог получить достойного образования.

    Однажды Британский музей, приступив к изданию альбома "Клинописные тексты Западной Азии", доверил Смиту изготовление типографских клише. А ему вдруг стало интересно и захотелось научиться эти тексты читать.

    26-летний Смит публикует свой первый труд по ассирологии, моментально превративший его из безвестного самоучки-любителя в общепризнанный авторитет. Смита назначают на должность ассистента египетско-ассирийского отдела Британского музея.

    Там в подвалах хранилась найденная Лэйярдом и Рассамом библиотека Ашшурбанипала: таблички, наполовину перебитые, запыленные и т.д.

    Но Смит их прочитал! И понял, что перед ним - древнейший в мире эпос, месопотамский Гомер.

    В 1872 году Смит перевел эпос и... растерялся: Ветхий Завет, до того непогрешимый источник человеческих знаний об истории Востока - не что иное, как позднейшая компиляция шумерских мифов.

    Правда, в рассказе Утнапишти о всемирном потопе недоставало многих табличек... На четыре месяца Смит едет в Месопотамию, в невероятных приключениях находит еще три тысячи табличек и в том числе 380 обломков с недостающей частью рассказа Утнапишти.

    Четыре года спустя во время третьего путешествия на Восток гениальный лингвист стал жертвой эпидемии холеры и умер на тридцать шестом году жизни. Однако дело свое успел завершить.

    Открытия Смита и других ученых - лингвистов и археологов - принципиально изменили точку зрения науки на происхождение нашей культуры. Еще в начале XIX века ученые считали, что культурой мы обязаны грекам, у которых она возникла якобы совершенно неожиданно, подобно тому как возникла из головы Зевса Афина Паллада. К концу столетия были открыты цивилизации Египта, Крита и Вавилона, отодвинувшие на три-четыре тысячелетия колыбель культуры, и кто знает, может быть, какое-то время спустя новые открытия отодвинут ее еще дальше, подарив нам новые возможности для вдохновения и творчества.

    ***

    Однако возвратимся в Древнюю Месопотамию и поговорим теперь о языке. Здесь, собственно, два языка - шумерский и восточносемитский. Шумерский рано отмер, а восточносемитский, или аккадский, или вавилоно-ассирийский дал много ответвлений: арабский, иврит, новоарамейский, ряд языков Эфиопии, в т.ч. Тигре, родной язык Ганнибала, того самого арапа Петра Великого...

    На этом-то, аккадском, или вавилонском, языке и был создан тот эпос, прочтению и переводу которого посвятил жизнь Джордж Смит.

    Но прежде чем начинать разговор об эпосе, следует несколько слов сказать о том, без чего любое древнее произведение немыслимо. Вся без исключения древняя литература начинается с "мифа".

    Что же такое миф? Однозначного ответа на этот вопрос нет, различные источники дают разные, подчас взаимоисключающие ответы. Попробуем разобраться, суммируя различные утверждения.

    Энциклопедический словарь сообщает: миф - это рассказ, повествование о богах, героях, демонах, духах и пр., отражающее представления, часто фантастические, людей о мире, природе и человеческом бытие.

    Иными словами, миф - это способ, форма объяснения человеком мироустройства и самого себя.

    Однако, как уже было сказано, не все разделяют это мнение. Кто-то считает мифы просто суеверными, скудными по умственному и духовному содержанию, сказками, кто-то полагает, напротив, что мифы есть глубочайшее достижение человеческого ума и духа, вдохновенные творения сознания, открытого для великих космических прозрений, ныне же сокрытых для современного человека, скованного бездушной логикой. Иные считают миф просто произносимым обрядом религиозного ритуала, а кто-то, даже и из самих служителей культа, придерживается словарного определения.

    Одно можно сказать уверенно: миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

    И здесь надо заметить, что всякое современное мнение относительно возможных причин образования мифов в принципе недоказуемо, т.к. современный человек вряд ли способен повторить мыслительный процесс древнего.

    Попробуем теперь еще раз возможно полнее повторить определение мифа.

    Миф есть осмысление мира и эмоциональное вживание в его явления, это факт мироощущения, но не жанр словесности. Миф лишь принадлежит к словесности в том смысле, что он не только отражает взаимоотношения человека с внешним явлением, но и выражает их в словесной форме или даже в сюжетном произведении. Природное или общественное явление эмоционально воспринимается и подается в этом высказывании как действие или состояние божества. При этом Бог является для его творца - человека - не художественным образом, а реально, телесно мыслимым существом._

    Интересен и вопрос (с точки зрения материалистической, разумеется) о происхождении самих божеств. Всякое объективное закономерное природное явление неизбежно воспринималось первобытным человеком как целесообразное или по крайней мере целенапраленное, т.к. человек воспринимал чаще всего явление, имеющее значение для его жизни и деятельности. Значит, закономерное явление - прежде всего явление либо в доброжелательном, либо в зловредном смысле направленное на человека. Так, видимо, объяснял себе человек стоящую за этими явлениями (дождь, засуха и т.п.) волю. Воля же предполагает ее носителя - живое и мыслящее лицо - божество.

    В большинстве случаев мифы всех народов можно разбить по крайней мере на две большие группы:
    1) мифы о мироздании;
    2) мифы о смерти.

    В мифологии переплетаются два вида человеческой деятельности: наука, т.е. познание свойств объекта, и искусство, т.е. познание нашего отношения к объекту. И нужно помнить, что всякий объект вызывает у нас какие-либо эмоции, так что если миф, облеченный в художественную форму в позднейшие времена, предстает перед нами как произведение искусства и вызывает в нас эмоции, значит миф жив, жива культура, жив народ, создавший его. И мы, живущие сегодня, эмоционально сопереживая мифологическим преданиям древности, тем самым осуществляем непрерывную связь времен, несем в себе биологическую, культурную продолжающую духовную основу человеческого рода от почти недоступных нам древних египтян до поэтов и мыслителей сегодняшнего дня. Мы сами - звено в этой нескончаемой цепи времен и цивилизаций.

    Вопросы к главе первой

    1. Что такое цивилизация? Какие цивилизации Древнего Востока вы знаете?
    2. Каким способом писали древние шумеры?
    3. Что такое миф?

    Оглавление