|
|||||||||
|
Феномен Николая Заболоцкого2.3. "Атлантический миф"Оглавление... и думал: сказки - память старца или нет? Или В комплекс мифологем герметизма неизменно входит ряд представлений, согласно которым тайное знание было получено в глубокой древности непосредственно от Бога и/или богов жрецами некоей исчезнувшей ныне цивилизации, и передается до сего времени в тайном обряде посвящения. Классическим примером легенды такого рода является миф об Атлантиде, изложенный Платоном, инициационный смысл которого показан в статье Е. Рабинович (1983). По воспоминаниям Л. Липавской, "Яков Семенович [Друскин - И.Л.] вспоминал, как Николай Алексеевич рассказывал египетскую легенду. За точность передачи Яков Семенович не ручается, но содержание помнит хорошо. Какому-то мудрецу или жрецу один из богов сообщил тайну мира и жизни. Тайна мира была записана на большой таблице с помощью 52 иероглифов, изображавших слова и мысли. Затем эти иероглифы были заменены знаками игральных карт четырех мастей: туз, двойка, тройка и т.д. Потом бог велел мудрецу разрезать таблицу на 52 части и перетасовать их. По этой легенде люди играют в карты, раскладывают пасьянсы в надежде раскрыть смысл зашифрованных в виде знаков игральных карт иероглифов, чтобы узнать тайну мира и жизни, заключенную в определенном, но неизвестном нам расположении карт. Число возможных перестановок 52 карт равно 52! (Математическая формула: 52 факториал). Это число так велико, что практически его можно считать бесконечным. Поэтому вероятность познать тайну жизни и мира близка нулю. Николаю Алексеевичу нравилась эта легенда" (Воспоминания 1984, с. 55-56). Эта легенда несомненно восходит к книге Папюса "Цыганское Таро"; критически излагая ее в книге "Новая модель Вселенной", П.Д. Успенский пишет: "Эти фантазии французского "оккультиста" могли бы представлять определенный интерес, если бы он сам не претендовал на эзотерическое знание. Но, конечно, они не подтверждаются исторически, и я привожу их только потому, что они хорошо передают общее чувство, возбуждаемое Таро и его непостижимым происхожденим" (Успенский 1993, с. 236). Дело тут, разумеется, не в количестве карт, которое может варьироваться в разных версиях легенды, но в самом принципе удержания бесценной информации в зашифрованном и неопознаваемом виде, если человек не обладает тайным ключом (колода Таро еще называется иногда Священной Книгой Тота или Ключиками Соломона [Книга 1861, Шмаков 1916]). Обратим внимание на то, что корни легендарной инициационной книги, сокращенным и зашифрованным конспектом которой является колода Таро, уходят в мифологическое прошлое, которое лишь условно может быть соотнесено с той или иной исторической эпохой: библейский Восток, Египет, Ассиро-Вавилонский мир, цивилизации Мезоамерики... В случае Заболоцкого (в отличие от Н.С. Гумилева) исследователь вправе, кажется, пренебречь более тонкими оттенками градации рас и периодов "до-истории" (Богомолов 2000, 113-144). В самом начале творческого пути, в 1921 году, Заболоцкий создает стихотворение "Сизифово рождение", эстетика которого еще ни в чем не предвещает будущего автора Столбцов. Однако в структуре этого юношеского, или даже полудетского, опыта можно разглядеть некоторые важнейшие для понимания поэзии Заболоцкого доминанты. Просвистел сизый Ибис с папируса Несмотря на просьбу-заклинание финальных четырех строчек, египетский Ибис, видимо, основательно "насвистал" в "переулки извилин" начинающего поэта, который как раз в это время, как явствует из письма М. Касьянову, зарывается "в глубины человечества - сумерийские, хамитские и пр. и пр. эпохи" (Заболоцкий 1995, с. 47). Во всяком случае, когда через пять лет поэтическое мышление Заболоцкого совершило качественный скачок и начался стремительный прорыв создания "Столбцов", культурологические штудии молодого поэта вошли в новом "преображенном" виде в сложнейший лабораторный инструментарий поэта. В основе стихотворения - общесемиотическая триада 'автор - текст - адресат (читатель)', представленная в специфически-курьезном варианте 'переулки извилин моих' - 'золотые мои стихи' - 'чужие мозги', за которой "угадывается более фундаментальная связь: 'эстетический субъект - эстетический объект - эстетический адресат'" (Тюпа 1991, с. 6). В раннем opus'e Заболоцкого эстетический объект восходит к знаку, связанному с цивилизацией древнего Египта. Отметим иероглифический характер этого знака и связь с "птичьим кодом": видимо, впоследствии образы птиц у Заболоцкого не только объединены связью с полем "поэта и поэзии" (Красильникова 1991), но и имеют общего предка - Ибиса. Бессмертие стихов и их независимость от автора детерминированы присутствием высшей инстанции, которая пространственно локализована вверху ("светлейшее солнышко"), а во времени - связана с мифологическим прошлым. Не менее важно и то, что Ибис в Древнем Египте - один из символов бога Тота, который уже у древних греков отождествлялся с Гермесом Трисмегистом. "Как божество астральное Тот отождествлялся с луной, он считался сердцем бога Ра и изображался позади Pa-солнца", (Мифы 1982, с. 521). Именно с именем Тота легенда связывает происхождение колоды Таро и герметических наук, он - покровитель мудрости, счета и письма, а также психопомп - проводник в царство мертвых. С последним аспектом мифологии Тота связан тот факт, что его символ - Ибис - становится в древнем Египте еще и символом Ах - загробного воплощения человека. Первоначально принято было считать, что в Ах, которое изображалось в облике хохлатого ибиса, перевоплощается фараон ("Полагают, что слово фараон этимологически и исторически родственно слову тарот" (Лейтон 1995: 180).) после смерти. "Начиная с эпохи Среднего царства считалось, что Ах становится, после совершения специального обряда, каждый умерший" (Мифы 1980, с. 36). Характерно отношение поэта к своим творениям как к детям: стихи летят "в чужие мозги", улыбнувшись родителю, который им одновременно и отец, и мать. Качественный скачок в обращении поэта к фактам древней культуры связан, как нам представляется, с поисками следов продолжения ее жизни в повседневном опыте современного человека. В исключенном из окончательной редакции столбце "Фигуры сна" архетипические образы вплотную приближаются к человеку. Оккультное мироощущение способно сделать экстраординарным повседневный опыт. Заболоцкий - в отличие от "крайней левой" ОБЭРИУ А.И. Введенского - считался противником зауми. Однако, как нам кажется, это связано в большей степени с конкретикой литературной ситуации, нежели с глубинными внутренними установками. Нельзя не расслышать лукавства в посвященных Введенскому словах декларации "Поэзия обэриутов", написанной Заболоцким: "Если расшифровать до конца, то получается в результате видимость бессмыслицы. Почему видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет. Нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают не жуя и о которой тотчас забывают" (Заболоцкий 1983, с. 523). И. Синельников вспоминает: "Как-то зашел разговор о "зауми" Хармса и Введенского. Н.А. рассказал о том, как в детстве видел с отцом камлание шамана-марийца: "Вот это была настоящая заумь!" (Воспоминания 1984, с. 108). (О марийском фольклоре и религиозных представлениях как о возможном источнике образной системы "Безумного волка" см. Голдстейн 1993, с. 180-181, 280.) Нам представляется, что Заболоцкий был едва ли не более ортодоксальным "заумником", нежели его товарищи по ОБЭРИУ. Во всяком случае, ему присуще глубокое понимание заумного слова и заумной речи как важнейших механизмов артикуляции экстраординарного опыта, связанного с выходом за пределы обыденного. Здесь смыкаются прошлое и будущее, опыт погружения в младенческое ясновидение и мнимое старческое "слабоумие". Однако Заболоцкому - вслед за Хлебниковым - важно "вписать" в поэтический текст этот опыт на уровне "второго языка". Ему чужд провокационный пафос ортодоксального авангарда, важнее найти новые средства для построения "двуумного слова" - "благодарнейшая работа для левого поэта". "Второй язык" формируется, однако, не за счет прямого внедрения в слово, как у Хлебникова, но за счет комбинаторной работы с более крупными словесными массивами. Заболоцкий создает свое "заумное слово" пользуясь в качестве "букв" столбцами как целостными знаками. (Ср. в стихотворении Хлебникова 1921 года "Ручей с холодною водой...":
Аул рассыпан был, казались сакли Стихотворение "На даче" заканчивается так: И цыганка молодая, Этот неожиданный образ связан с легендами о происхождении Таро, которые часто включают в себя сюжеты о цыганском Тара и ассиро-вавилонском жречестве. В немотивированном сюжетной логикой и здравым смыслом движении образа задана идея предшествия, корни которой уходят в глубины (бездны) прапамяти. В последний вечер перед смертью Заболоцкий, комментируя свои планы, которым не суждено было осуществиться, говорил жене: "Пройдут годы, и от старой дворянской культуры, устоями которой и мы живем, останется так мало, что трудно будет ее представить. Вот так, говорил он, как если бы от нашей с тобой жизни остались одни ножницы и лоскуток от шитья" (Заболоцкий 1995, с.731). Угадывается связь между этими рассуждениями и задачей поэта - археолога культуры - поставить "лоскуток", обессмыслившийся в новом контексте, в такие условия, чтобы сделался возможным выход поэтической энергии. Тут, быть может, уместно было бы вспомнить слова, приписываемые традицией Гермесу Трисмегисту: "О Египет, Египет! - придет день, когда от твоей религии останутся только сказки, сказки, невероятные для твоих потомков; сохранятся лишь несколько слов, начертанных на камне, передающих память о твоих великих деяниях" (Шмаков 1916, обложка). Соприсутствие древнейшего и современности тесно связано в мироощущении Заболоцкого периода "Городских столбцов" с мифологией Петербурга. Напомним, что начиная с 1834 года жизнь этого "умышленного города" протекает буквально в присутствии Сфинксов, привезенных из египетских Фив. Этот факт неизбежно отразился в самосознании горожан. "В петербургском культурном пространстве сфинкс выступает то в мужском, то в женском облике; то поодиночке, то парой; его связывают то с египетской, то с греческой традицией, по-видимому не отличая древнегреческие семивратные Фивы (родину мифа об Эдипе) от египетских стовратных Фив, древней столицы Египта в верховьях Нила. [...] В сырой петербургской пустыне каменные фараоны из Египта стоят на страже времени и пространства: сфинксы традиционно охраняют границы миров, пределы жизни и смерти, входы в загробный мир" (Хеллберг-Хирн 1996, с. 81). Подобно тому, как вечный взгляд Сфинксов вписывал повседневную реальность города в Большую Историю и космогонию, метафизический фон создавала и знаменитая петровская Кунсткамера (Станюкович 1953, с. 48-165). Начиная со времен Петра Великого простые горожане предпочитали обходить стороной дом, где "живут" непостижимой жизнью заспиртованные в банках эмбрионы. (Заболоцкий в "Столбцах" воспроизводит ключевые в мифологии и метафизике Петербурга образы и сюжеты: "'Противу-естественное' рождение Петербурга было осознано по аналогии с первородным грехом и в ненаследным фиктивным родством. Чем более рос в ауре Невской столицы комплекс 'незаконности', тем решительнее его внешнее тело отвердевало в каменном щите имперской мощи. Одержимый вином Прометея, населенный образами чужих культур-масок, Петербург обнаружил свойства 'Божьей обезьяны'. Извне целостный и роскошно-репрезентативный, Петербург таит в ноуменальной своей глубине грех ложного первородства, мнимого историзма и личную тайну ни в чем не уверенного Существа-Механизма, цивилизаторского Гомункулюса, если не Голема" (Исупов 1993, с. 67). Эти коллизии осложнены общим для поэтов круга ОБЭРИУ восприятием новой советской реальности как послеапокалипсической (см. Кацис 1994а, 1994b) и осмыслением переименования города (Петербург/Ленинград) как метафизической катастрофы.) Если мы зададим себе вопрос о том, где и когда происходит действие таких сочинений Заболоцкого, как "Школа жуков" или третья часть "Безумного волка" - ответ неизменно будет парадоксален. В "Безумном волке" изображен мир без человека, но сказать с полной определенностью, что перед нами - дочеловеческая или послечеловеческая стадия космогенезиса - мы не можем. В проективной философии Николая Федорова разум у животных начинает пробуждаться после того, как история закончилась и человечество перешло в эфирное состояние (Лощилов 1989а, 19896, 1992). Может быть, "Безумный волк" - "маленькая трагедия" из этой жизни, вообразить (или вспомнить, ибо человечество, если следовать избранной логике, в свое время прошло сходную стадию в своем развитии) которую человек не в состоянии? (Рифма шея/ворожея отсылает читателя к хлебниковской апокалиптической поэме Журавль, и это, видимо, очень важная для понимания "Безумного волка" отсылка.
Потом я песни сочиняю, И точно: трубы подымали свои шеи, Сто наблюдателей жизни животных Слова Живописцев из "Школы жуков" прямо отсылают к одной из версий о происхождении колоды Таро, согласно которой изображения на картах восходят к настенной живописи, запечатлевшей тайную мудрость и историю исчезнувшего народа. Путешествие в пещеру, стены которой были покрыты "загадочными фигурками нашей истории" (Заболоцкий I, с. 109) носило, разумеется, характер инициационного обряда. (Возможно, с этим "сюжетом" связан один из немногочисленных дошедших до нас рисунков молодого поэта).
Хронотоп подобных произведений поэта может быть определен лишь через парадокс: это "прошлое, которое еще не наступило" или "будущее, которое завершилось так давно, что требуется сверхчеловеческое усилие, чтобы его 'вспомнить'". Можно указать источник, позволивший сблизить образное поле исчезнувших цивилизаций с миром насекомых. (Ряд интересных соображений о генезисе образов насекомой и растительной жизни в поэзии Заболоцкого содержится в работе И.А. Макаровой (1986) в рамках наблюдений над "заболоцким" слоем в поэзии Александра Кушнера.) Это - Апокалипсис нашего времени Розанова, где автор рассуждает об изоморфности египетского саркофага и куколки насекомого. Василий Розанов, и особенно последние сочинения философа, оказали существенное влияние на апокалиптику поэтов и философов круга ОБЭРИУ (Липавский 1993, с. 51-52, Кацис 1994, с. 57-63). В поэзии Заболоцкого насекомые "помнят" о розановской интерпретации - от "Столбцов" до позднейших стихотворений. "Зачем - такой большой, огромный саркофаг - для мумии умершего, вовсе не большой? Но ведь это - "кокон" куколки-человека; и строился саркофаг непременно и именно по образцу кокона. Вот такой же продолговато-гладкий, как решительно всякий кокон, какой, безусловно, строит себе всякая гусеница - и египтянин себе изготовлял, "окукливаясь". И тело качалось - в пелены, "завертывалось", как гусеница, напр., шелковичного червя, прямо "выпуская из себя" шелковые нити, прямо делает себе "шелковую рубашечку". [...] Вообще, ритуал погребения у египтян вышел из подражания именно фазам окукливающейся гусеницы. А главное - отсюда скарабей-жук-насекомое, как символ перехода в будущую, загробную жизнь. Это знаменитейшее из божеств Египта, можно сказать - самое великое их божество. Почему - насекомое? Но - тот же путь, как и у меня, рассуждения. Главное, самое главное, что египтяне открыли, - это "насекомообразную будущую жизнь". И увековечили, что - именно отсюда они ее открыли - насекомыми, скарабеями. Это - благороднейшая память, т.е. воспоминание и благодарящая память за свою родную историю и чем, главным образом, был полон смысл их истории" (Розанов 1990, с. 435). Именно эту "благороднейшую память" стремится активизировать Заболоцкий у читателя, пользуясь разнообразными приемами программирования читательской мыследеятельности. Заболоцкому важно не точное воспроизведение реалий архаичной культуры - как, например, М. Кузмину в "Александрийских песнях" - но скорее апелляция к прапамяти как таковой. При этом мы не взяли бы на себя смелости определить, что важнее для поэта - индивидуальная память о пренатальной жизни или прапамять человечества? Оглавление
|