|
|||||||||
|
Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 летМиф о сотворении мираОглавлениеЦели:
Формы и методы: устный рассказ, чтение мифа, беседа, работа с картой, демонстрация иллюстраций. Оборудование: Демонстрационный материал по теме "Птицы-героини славянских мифов, схема ипостасей бога Рода, большой рисунок мирового яйца, Карта первомира, карта славянского рая Ирия, изображение деревянного идола. Ход занятия: Учитель в русском костюме: Здравствуйте, дети, милые чадушки! (Учитель показывает рисунок большого яйца) Это не круг, и не квадрат, Ребята, в прошлом году на пасхальном занятии мы с вами говорили о мировом символе яйца. Яйцо - поразительный предмет: сам по себе этот предмет неживой, но в глубине его скрывается жизнь. Так и древние славяне считали, что весь наш огромный и прекрасный мир поначалу был скрыт в гигантском яйце. (Учитель зачитывает отрывок из мифа по книге А. И. Асова "Русские Веды".) "До рождения света белого Был вначале Род заключен в яйце, Учитель: Род был у славян первым богом, был он непростым по природе своей, ведь заключалось в нем две великих силы - сила мужская и сила женская. Когда было нужно, бог Род становился двумя другими богами. "Вот конец пришел заточению- "Род родил Сварога небесного Учитель: А хотите знать, как бог Род создавал мир? (дети выражают свое согласие) Учитель: Внимательно слушайте! Род родил царство небесное, Солнце вышло тогда из лица его - Учитель: А теперь давайте посмотрим на карту мира после его сотворения. (показывает детям условную карту первомира) Обратите внимание, что земля здесь названа древним словом "твердь" Почему? Потому, что слово "земля" в те времена было именем богини - Матери-Сырой-Земли. Еще одно слово может быть вам непонятным: вы видите, что оно повторяется дважды - "хляби небесные" и "хляби земные", Что такое "хляби"? Это сырость, влага, вода. До сих пор мы говорим слово "хлябать". А наши предки считали, что есть земная влага - океаны, моря, реки; и есть небесная влага, которая иногда проливается на землю в виде осадков. В старину, когда шел сильный ливень, предки наши говорили: "Разверзлись хляби небесные..." А еще у меня есть для вас небольшой сюрприз. (показывает детям изображение збручского идола) Когда-то древние вырезали из дерева изображение бога. У него четыре лица, он смотрит во все стороны света. Как вы думаете, что это за бог? (дети отвечают: Сварог!) В старину древние славяне не рисовали своих богов, а вырезали их из стволов деревьев. Такие деревянные божества назывались "Чурами", "Берендеями", а сейчас мы просто зовем такие изображения идолами. (дети и учитель обсуждают тему деревянных идолов: где и каким образом дети могли еще сталкиваться с деревянными изображениями.) Учитель: А теперь продолжим наш рассказ о сотворении мира. Не только боги создавали наш мир - им помогали в этом волшебные птицы и змеи. А в чем же заключалась их помощь? Утонула в хлябях земных Мать-Сыра-Земля. А нет земли - где тогда жить людям, где обитать животным, где расти деревьям? Вот Сварог видит - плавает в синей море-океане серая уточка. Просил он ее достать землю со дна морского. Три раза ныряла уточка на самое дно, чуть сама не погибла, но землю добыла из глубин морских. А чтобы земля вновь не ушла под воду, попросили боги змея Яшу - мудрого и сильного, держать ее на своей спине. Наши предки считали, что подводный змей землю держит, а когда он поворачивается, то происходят сотрясения земные, а от дыхания подводного змея происходят волны на море. Ребята, а мой рассказ об уточке не напоминает вам ничего? (Учитель и дети вспоминают, что существует у русского, мордовского и марийского народов такая сказка, героиня которой - уточка - так достает землю из-под толщи океана после Великого Потопа.) Учитель: В русских мифах представлено множество волшебных птиц. О некоторых из них мы уже говорили на занятии "Писанка и крашенка" в прошлом году. Давайте повторим их имена. (Дети вспоминает, как учитель рассказывал им о птицах Сирин, Гамаюн и Алконост.) Матерью всех волшебных птиц была все та же уточка. Вот послушайте, как говорится в мифах о чудесном рождении волшебных птиц: Стала уточка яички откладывать, Раскололось яйцо золотое, Тут завыли ветры и гром загремел - В русских мифах птицы представляют силы добра и зла, служат помощниками и посланцами богов, часто воюют между собой. Имена этих волшебных птиц нужно запомнить, так как они еде не раз нам встретятся я русских народных сказках и старинных летописях. А где же живут волшебные птицы в мифах? Там же, где и все боги славянские - в чудесном райском саде - Ирии, что находится в сказочных Рипейских горах. (Учитель вывешивает карту Ирия, и дети начинают по ней путешествие) По велению Рода небесного, А затем три дерева выросли И поют птицы вещий в Ирии, (Учитель и дети "путешествуют" по карте, дети задают вопросы учителю, учитель разъясняет все затруднительные моменты. Вспоминаются русские сказки, например, "Сказка о живой воде и молодильных яблоках".) Учитель: Вот теперь, ребята, мы с вами узнали, как древние славяне представляли себе начало мира, сотворение мира. Узнали о птицах волшебных, о прекрасном райском саде Ирии. Задание на дом: Представьте себе сады Ирия, нарисуйте волшебные деревья или родники с мертвой и живой водой. Кто хочет - может нарисовать волшебных птиц, золотое яйцо Вселенной, одним словом все, о чем повествуется в первом славянском мифе, рассмотрении нами на атом уроке. В подготовке занятия использована литература:
Если позволяет учебное время, можно рекомендовать учителю провести сравнительный анализ текстов мифа и сказки о подвиге уточки. К сожалению, сборники русских народных сказок не содержат сказки с таким советом, и поиски ее затруднены. Гораздо доступнее мордовские и марийские варианты этой сказки. Оглавление
|