|
||||||||||||
|
Кто кому тайный советникКто есть кто?Оглавление
В "Горе от ума" Грибоедов дает подробный психологический портрет Молчалина. Внутренне этот человек нам понятен. А кто он в обществе, каково его социальное положение? Фамусов, по его словам, перевел его из Твери, дал чин асессора (VIII класс), держит в секретарях. Молчалин еще молод, чин асессора - очень высок для его лет. Значит, он двигался по службе и в Твери, и в Москве очень быстро. Чацкий знал его еще до отъезда, они вращались в одних кругах. Москва же всегда, в отличие от холодного Петербурга, подчеркнуто уделяла внимание "своим" - родственникам, свойственникам, знакомым. И вряд ли бы Фамусов стал так хлопотать для человека совсем чужого, будь он хоть семи пядей во лбу. Скорее всего, Молчалин - чей-то "сынок", потомок рода старинного, но обедневшего, живущего в провинциальной Твери, но сохранившего московские связи. Еще одна пьеса. А.П. Чехов в перечне действующих лиц "Дяди Вани" (и в раннем варианте, "Леший") указывает: "Мария Васильевна Войницкая, вдова тайного советника, мать первой жены профессора (Серебрякова)". Что может дать актрисе это указание? Тайный советник - чин III класса, "штатский генерал", один из высших. Покойный муж Марии Васильевны занимал весьма значительное положение. Это Петербург или Москва, это директор департамента или товарищ министра, это свой особняк, это приемы, в том числе и при дворе, это жизнь в высшем свете. После такого прошлого похоронить себя в деревне - очень тяжело. И теперь она цепляется за любую возможность вернуть хотя бы следы той блестящей жизни, создать хотя бы иллюзию своей причастности к настоящему, большому обществу, к кипению столичной жизни. Отсюда выписывание брошюр и журналов, отсюда "священный ужас" перед Серебряковым и "обожание" его - ведь он из тех слоев, он "превосходительство", как и ее муж (к профессору университета, независимо от чина, полагалось обращаться "ваше превосходительство"). И в любой ситуации она на его стороне, даже не пытаясь понять сути спора, уже потому, что мы оба - "превосходительства". Так ссылка на чин становится уже психологической характеристикой человека. И в других случаях знание того, кто кому кем приходится, кто и насколько выше или ниже, какими были отношения в обществе во время написания этих пьес и романов, дает нам возможность играть на сцене не условных персонажей, не схемы, а живых людей. Учащийся может сам на основе сказанного определить положение в обществе своего персонажа. А напоследок - небольшое "распределение ролей" по некоторым произведениям русской классики. Список этот может быть и значительно полнее, но, как справедливо заметил Директор Пробирной Палатки, действительный статский советник, кавалер ордена св. Станислава I степени Козьма Петрович Прутков, - "Никто не обнимет необъятного!" XIV класс, Хлестаков ("Ревизор", Н.В. Гоголь) Х класс, Тентетников ("Мертвые души", Н.В. Гоголь) IX класс, Башмачкин ("Шинель", Н.В. Гоголь) VIII класс, Молчалин ("Горе от ума", А.С. Грибоедов) VII класс, Шпекин, Земляника ("Ревизор", Н.В. Гоголь) VI класс, Чичиков ("Мертвые души", Н.В. Гоголь) V класс, Бригадир ("Бригадир", Д.И. Фонвизин) IV класс, Сорин ("Чайка", А.П. Чехов) III класс, Важное лицо ("Дело", А.В. Сухово-Кобылин) II класс, Троекуров ("Дубровский", А.С. Пушкин) Оглавление
|