CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 лет

    Самсонова О. Д.

    Жизнь первобытных людей и возникновение мифов.

    Оглавление

    Цели:

    • познакомить детей с жизнью первобытных людей
    • познакомить детей с историей возникновения мифов и с функциями мифов
    • познакомить с понятиями "миф", "стихия", "предки", "обычай", "обряд", "жертва", "культ"
    • развитие и обогащение речи детей
    • развитие познавательного интереса к истории и устному народному творчеству.

    Формы и методы: рассказ, беседа.

    Оборудование: Выставка книг по мифологии разных народов.

    Рекомендуемый список:

    1. Боги и богини. Серия "Зачарованный мир". М., 1996.
    2. Древний Египет. Из серии "Всемирная история для детей". М. ,1999.
    3. История. Из серии "Я познаю мир". М., 1995.
    4. Кун Н. А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1955.
    5. Мифология. Из серии "Я познаю мир", М., 2000.
    6. Семенова М. Мы - славяне. М., 1998.
    7. Славяне. Из серии "Иллюстрированная мировая история для детей". М.,1999
    8. Темкин М.Н. Мифы древней Индии. М, ,1985.
    9. У. Успенские В. и Л. Мифы Древней Греции. Л., 1989.
    10. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, I997.

    и другие книги, которые по данной теме широко представлены в детских сериях:

    "Я познаю мир",

    "Зачарованный мир",

    "Всемирная история для детей",

    "Иллюстрированная история для детей."

    Ход занятия:

    Учитель:

    Давным - давно, многие тысячи лет назад жили на земле одни первобытные люди. Они сильно отличались от современных людей, даже были похожи на обезьян. Но от животных их отличало то, что они умели ходить на двух ногах, выполнять руками разную работу, например, копать или обрабатывать камни, а так же первобытные люди имели свой язык. Это были лишь отрывистые звуки, но ими уже можно было передавать страх, тревогу, радость и другие чувства.

    Жили первобытные люди в шалашах и землянках, а иногда - в пещерах. Питались они корешками растений, яйцами птиц, личинками насекомых, которые в изобилии находились прямо под ногами, собирай - и ешь. Позднее люди научились охотиться и стали питаться мясом.

    Первобытные люди были беззащитны перед силами природы. Много было вокруг хищных животных, чьи зубы и когти грозили неминуемой гибелью. Пугали древних людей наводнения, грозы, ураганы снежные бури и другие природные явления. Панический ужас наводил на них огонь. Многие умирали просто от голода.

    Но шло время - человечество менялось. Все дальше уходило оно от существования дикого, неразумного, и все больше приближалось к существованию культурному. Люди научились пахать землю, сеять злаки, печь из них хлеб. Появились первые ремесла: гончарное и кузнечное. Гончары делали глиняную посуду, а кузнецы изготавливали орудия труда из железа. Огонь перестал быть врагом человека, он стал лучшим другом и помощником. Постепенно совершенствовался язык людей, появились первые искусства.

    И тогда человек стал задумываться: что же такое мир? Откуда он появился? Откуда произошли животные и растения? Как появились первые в мире люди? Почему солнце, ветер и вода бывают то добрыми и милостивыми, то грозными и опасными?!

    Люди начали пытливо вглядываться в окружающий их мир, приступили к его исследованию и объяснению. Правда, на первых порах они делали это неумело, наивно. Слыша, как в грозовых тучах сердито ворчит и грохочет гром, они пугались и воображали себе могучее божество, которое свирепствует где-то там, за тучами. Видя, как каждый день солнце восходит на востоке и садится на западе - они начинали и его представлять человекоподобным божеством, разъезжающем на небе в ослепительно - яркой колеснице. Так, мешая правду и вымысел, придумывали люди одну за другой волшебные истории: о том, как возник мир, о том, что его наполняет.

    Так сложилось множество устных преданий о богах, героях и сказочных существах. Эти предания мы называем греческим словом МИФЫ. Так же МИФАМИ мы называем древние рассказы о том, как появилось небо, земля, солнце, птицы, рыбы, и животные, и конечно же, человек.

    Мифы были у всех народов. Все мифы одного народа принято называть МИФОЛОГИЕЙ. Все мифы Древней Греции составляют греческую мифологию, все мифы древней Индии составляют индийскую мифологию и так далее. Мифология была у всех племен и народов - у индейцев и у китайцев, у славян и у скандинавов, у эскимосов и полинезийцев - и еще у десятков и сотой народностей.

    Самыми главными мифами были мифа о СТИХИЯХ. Bы знаете, что такое СТИХИЯ?

    (разговор с детьми)

    СТИХИЯ - это явление природы, обладающее могущественная силой. Это огонь, вода, воздух, земля, а так т все, что связано с деятельностью светил: Луны и Солнца. Противопоставить силам стихии человек ничего не мог. Поэтому божества Солнца. Огня, Грома, Неба, Воды - были самыми могущественными в представлении древних людей.

    Было много и других божеств, уже не столь могучих. Это божества полей, лесов, рек, деревьев, животных, божества - охранители ремесел, торговли, домашнего очага. Так же божества делились на покровителей мужчин или женщин.

    Из мифов мы узнаем, как боги воюют, дружат, пируют, выручают людей из беды и, наоборот, насылают в гневе на людей всякие беды и напасти. Часто древние боги представлены в мифах похожими на людей. Иногда, например в Древнем Египте, многие боги похожи на животных, или сочетают в своей внешности сразу черты человека и зверя.

    Древние люди питались вызывать в богах милость. Поэтому они посвящали им танцы, песни, праздники. Любое посвящение божеству можно назвать ОБРЯДОМ, например, богу Солнца часто посвящался обряд встречи Солнца, когда люди вставали рано до рассвета и встречали восход Солнца радостными криками. Если какой-то обряд повторялся постоянно, он становился частью жизни древних людей, и его называли ОБЫЧАЕМ. ОБЫЧАЙ - это тот об ряд, который обычно проводится в определенное время и с определенной целью.

    Когда древние люди поклонялись своим богам, они приносили им ЖЕРТВУ. Что же такое - жертва?

    (разговор с детьми)

    ЖЕРТВА - это- подарок божеству. Это предмет или живое существо, которое приносится в дар. Считалось, что боги, получая жертву, становятся добрее. А как же приносились эти жертвы? Например, в жертву богу Солнца сжигали вкусную еду на костре, чтобы дым унес ее вкус и запах прямо к солнцу. Жертву богу Воды или Моря всегда опускали в волны: будь это венок цветов или специально умерщвленное для этой цели животное.

    Из обычаев, обрядов и жертвоприношений складывался КУЛЬТ божества. КУЛЬТ - это служение богу, это специальные действия. Культ бога Солнца, например, включал в себя различные обряды и обычаи. Это и песни, посвященные в Солнцу, это и детские игры со словами o Солнышке-колоколнышке, это и танцы в виде круга, который похож на Солнце. Вы знаете, как называются такие "солнечные" танцы. Как т они называются?

    (дети вспоминают про хороводы)

    А так же у всех народов распространено изображение Солнца в виде круга. Такое изображение носили по праздникам и всегда старались поднять повыше - чтобы божество Солнца увидало, как его уважают и любят.

    От древнего слова КУЛЬТ пошло прекрасное современное слово КУЛЬТУРА. Культурным человеком можно назвать только того, кто хорошо воспитан и много знает.

    Знание истории и мифологии обязательно для культурного человека. Очень важно знать как жили и во что верили наши предки.

    А сможете ли вы мне объяснить, что такое ПРЕДКИ?

    (разговор с детьми)

    Правильно, предки - это те люди, которые жили до нас, которые за многие поколения создали современную жизнь, культуру и цивилизацию. В прошлом году на празднике "Священное дерево" мы уже говорили о наших предках - о людях, которых мы называем своими "КОРНЯМИ". Давайте вспомним утренник. О чем тогда шла речь?

    (дети вспоминают утренник "Священное древо")

    Учитель:

    А вот такое стихотворение написал один мальчик - ученик новосибирской школы №  184 Саша Палехин:

    Я - ветвь молодая, зеленый побег,
    На дереве жизни начавший разбег.
    Ствол - папа и мама - источник добра,
    Две юные веточки - брат и сестра.
    Что древо без корня? - едва ль устоит.
    Далекие предки - корни мои!!!

    Итак, с сегодняшнего занятия мы начинаем изучать мифологию древних людей. И начнем это изучение с мифологии славян, которые были прямыми предками русского народа. Но это будет на следующем занятии.

    А сейчас мы с вами повторим и обсудим то, что вы узнали сегодня.

    (обсуждаются понятия "миф", "стихия", "обряд", "жертва" и др.)

    В конце урока - работа с книжной выставной.

    В подготовке к занятию использована следующая литература:

    1. Мифологические, исторические и литературные сюжеты в произведениях западно-европейской живописи и скульптуры. М.,1994.
    2. Ожегов С. А. Словарь русского языка. М., 1987.
    3. Успенский Л, Двенадцать подвигов Геракла. Новосибирск, 1977.
    4. Я познаю мир. История. М., 1995.
    5. И познаю мир. Мифология, М., 2000.

    В занятии можно использовать различные технические средства, которые будут доступны учителю: показ слайдов, видеоматериалов и т. д.


    Оглавление