|
|||||||||
|
Глубинные истоки происхождения русской национальной культуры дохристианского периодаОдежда и магия орнаментаОглавлениеВ одежде славян были широко распространены два цвета - белый и красный, но представлены они были во всех своих оттенках, так как это были цвета Солнца: белый - это "белый свет", ясный свет Солнца; красный - это тепло, жар, огонь, даруемый Солнцем. Допускались в одежде синие, голубые и зеленые цвета, как цвета воды и леса, но преобладание белого и красного несомненно было всегда. Так же любовь к округлому - дань солярному культу - округлые воротники, вырезы, округлые вышивки по рукаву и подолу - все это так же имело смысл оберега. "Первозданные виды одежд всегда просты по покрою, который соответствовал естественной, природной жизни людей. Основной одеждой славян и угрофиннов была рубашка. Она защищала людей от палящих лучей летнего солнца во время работы в поле, а зимой на неё надевали меховую одежду" (Г.С. Белякова). По представлениям славян, рубашка имела магическую силу, т.к. надевалась на голое тело. Заговор, сделанный над рубашкой, готовил её хозяину порчу. Недаром в сказке "Царевна-лягушка" царь просит невесток сшить ему рубашку. Количество орнаментов-оберегов на рубахе говорит об отношении швеи к тому, кому она шьет: желает ли она ему добра или погибели. Женский славянский костюм имел особую схему головного убора. В нем был представлен небесный свод, так как глава - голова была венцом тела, как небо - венцом мира. В восточнославянском, а затем и русском головном уборе изображались солнце и мировое дерево, устремляющиеся к полету птицы. Да и сами названия чаще всего носили "птичий" характер: "кокошник" от слова "кокош" - петушок; "кика", "кичка" - уточка, поднявшая землю из недр Океана; "сорока". Далее Г.С. Белякова пишет: "...по древним поверьям волосы обладали магической силой. Этой силой наделила женщин Мать Сыра Земля. Сила эта могла быть как созидательной, так и разрушительной. Выходя замуж, женщина, чтобы не принести несчастье мужу и его родне, должна была тщательно прятать волосы". От "сглазу" на уши женщины спускалось какое-либо украшение, чаще всего - пышные кисти - "ушники", а затылок защищала фата или широкая лента - "подзатыльник". Для украшения использовался жемчуг или разные виды вышивки, прошвы (кружева), так же широко известны и "рясны" - подвески к головному убору в виде вертикальных полос, опускающихся от кокошника вниз. Знатные славянки носили рясны, изготовленные из золота, длина которых достигала иногда 50 см. В качестве украшений любили славянки серьги, бусы, ожерелья, мониста. Оглавление
|