|
||||||||||||
|
Лекции по истории зарубежной литературы. Эпоха Ренессанса. ИталияИтальянская литература XV века (обзор)ОглавлениеКак уже говорилось, творческие подвиги Петрарки и Боккаччо оживили школу античности, и лучшие умы сначала Италии, а затем и всей Европы включились в создание и воссоздание нового творческого мира, который лучше всего можно определить словом "гуманизм", то есть "человечность". Он, гуманизм, и стал центральной темой всего творчества кватроченто. Как мы помним, все началось с Данте, или с того времени, когда в 1300 г. в Париже, а затем в 1329 г. во Флоренции на городских площадях были установлены первые механические часы, во всеуслышание отбивавшие каждый час. Зачем-то же они понадобились человечеству, до того предпочитавшему жить божески, счастливо, то есть "часов не наблюдая"? Затем, что для нового молодого класса деловых людей, купцов, мастеров, будущих капиталистов, основным принципом укоренившейся деловой жизни стал принцип "время - деньги". Трудно сказать, какая именно причина обусловила бурное наступление нового мышления, нового сознания в XV в. Не последняя из них - ранняя победа демократических основ жизни во Флоренции, победа местных пополанов (народных масс) над феодалами. Да и не только во Флоренции, ибо еще в XIII в. вместе или вслед за ней Парма, Болонья, Пистойя, Перуджа особыми законодательными актами освободили крепостных. Вместе с бурным ростом городов, цеховых и других профессиональных общин и союзов, появилась и разрослась группа людей, профессионально занимавшихся культурой, науками, педагогикой. И естественно, что рано или поздно из этой среды стали вырастать гении. В Италии они появились рано. Может быть, Данте, Петрарка и Боккаччо даже слишком рано. Но как бы то ни было, а век кватроченто - прежде всего век знания. Попробуем в этой связи вспомнить, что же он подарил человечеству. Именно XV век принес ему несколько важнейших и трудно переоценимых открытий. Пусть не все они были сделаны именно в Италии, но именно в Италии быстро вошли в практику, в круг активных человеческих интересов. Итак, это прежде всего открытие перспективы в живописи. Честь открытия как такового принадлежит художнику Мазаччо. Разумеется, некоторое подобие ее уже имело место в творчестве Джотто, да что там - даже на античных фресках, однако поняли, отчетливо, математически просчитали, продумали, проверили и стали употреблять перспективу только в XV веке и именно итальянцы. Художник и мыслитель Пьеро делла Франческо посвятил перспективе выдающийся научный труд. В XV же столетии в живописи произошел еще один переворот, а именно отделение в самостоятельный вид искусства живописи станковой, то есть маслом по холсту. Самые ранние работы в этом виде принадлежат голландским мастерам братьям ван Эйкам, итальянцы же мгновенно подхватили открытие и столь же мгновенно разработали новый жанр - портрет. О том, что сделали для литературы Данте, Петрарка и Боккаччо, мы уже много говорили. Но ведь создание литературного стиля, а в данном случае скорее - литературного языка - вряд ли меньшее открытие, чем упомянутая перспектива. Еще об одной идее, тоже, конечно, не совсем новой, однако именно гуманистами итальянского Возрождения переосмысленной и положенной в основу едва ли не всей идеологии эпохи. Идея это состояла в том, что христианский Эдем (рай) находится не где-нибудь, а на Земле, в прекрасной и благодатной Италии, и, значит, люди, здесь живущие, обитают в раю. Отсюда уже совсем недалеко до восприятия самих себя индивидуальностями, личностями, чего до гуманистов Ренессанса в истории в осознанном варианте опять-таки не существовало. Следует, правда, оговориться, что сами эти понятия личности и индивидуальности возникли значительно позже, в XVIII столетии. Да и те же механические часы, установленные на башнях городских площадей, ведь тоже означают не только "время - деньги", но и "время - жизнь", твоя личная, индивидуальная жизнь, а посему - торопись, успевай раскрыть себя и создать себя за этот короткий отрезок времени, который называется жизнью. "Кто умеет пользоваться временем, является господином всего, что он пожелает", - заявлял великий Альберти. И гуманисты умели пользоваться временем. Уже Петрарка придирчиво высчитывал, сколько часов, дней, месяцев потерял он в достаточно долгой своей жизни, отняв их у занятий поэзией, античностью, филологией для выполнения каких-либо пустяковых дел, вроде исполнения дипломатических поручений меценатов. А ведь вовсе не многие люди того времени (да и не только того) прожили, как Петрарка, по 70 лет. Средняя продолжительности жизни средневекового человека - 40 - 45 лет. До 68 лет дожил спотсмен Альберти, до 66 - философ Фичино, а крупнейший гуманист Лоренцо Валла - только 50, Величайший живописец (они вообще-то живут, как правило дольше поэтов, вспомним хоть 95-летнего Микеланджело или столетнего Тициана) Возрождения Рафаэль - 37, а может быть, самый блестящий эрудит, надежда всей Италии Пико делла Мирандола - всего 31 год. Разумеется, никаких закономерностей искать здесь не стоит, но задуматься есть над чем. И вот именно эти, еще не самые талантливые в сравнении с теми, кто придет им на смену три четверти века спустя, литераторы XV столетия, прожившие кто 70, а кто и 30 лет вкупе и создали эпоху, поставили человека в центр Вселенной, уподобили его Богу, тем самым открыв людям неисчерпаемые возможности и дерзновенность поисков, проложив путь величайшему в истории человеческой культуры XVI столетию. Флоренция, подарившая миру в XIV в. трех великих поэтов, и позднее оставалась важнейшим центром гуманистического движения. Дело Данте, Петрарки и Боккаччо сначала продолжили их ученики и младшие друзья августинский монах Луиджи Марсильи, профессор риторики Джованни Мальпигини, правовед и канцлер Флоренции Колуччо Салутати. Никто из них не был одарен сколько-нибудь сопоставимым с великой троицей талантом, однако и работали они преимущественно не в жанрах художественной литературы, а в областях философии и этики, доказывая и утверждая идею божественной природы земного человека и его высокого предназначения. Салутати писал: "Мы изучаем душу и силу души, добродетели и страсти не ради самого знания, а дабы направлять его на доблестное дело". И эти люди впрямую связывали филологию с политикой, пронизывая то и другое гуманистическим идеалом. Вероятно, нет смысла называть имена итальянских литераторов первой половины XV столетия, кроме, возможно, римлянина Лоренцо Валлы, университетского профессора, философа-моралиста, автора высоко ценимой современниками и последователями во всей Европе книги "Красота латинского языка", нет смысла, потому что сегодня их произведения практически недоступны широкому читателю, да, по большому счету, к нему и не обращены. Переломным принято считать 1441 г. С этого момента можно вести разговор уже не только о художественном идеале, т.е. содержании, но и о новой, соответствующей ему, форме, которая наконец сама становится содержанием. Но прежде чем говорить собственно о литературе, следует сказать об искусствах. Главным достижением времени была прежде всего сама гуманистическая идея, отображаемая не только, а может быть, и не столько в литературе, но в архитектуре, скульптуре, живописи. Ярчайшее свое отображение она нашла в творчестве Пьерро делла Франчески, Доменико Гирландайо, Мантеньи, Боттичелли и других художников. Подъем итальянской культуры второй половины XV в. был стремителен и пышен, чему немало способствовало падение в 1453 г. Константинополя - исламского оплота в Европе, так как бежавшие оттуда в Италию греки дали новый толчок гуманизму, особенно во Флоренции, где Иоанн Аргиропуло создал замечательную философскую школу. В итоге после 1453 г. гуманистическая культура Италии оказалась исторической преемницей не только Рима, но и античной Эллады. Поэт и филолог Анджело Полициано уверял: "Во Флоренции дети лучших фамилий говорят на аттическом диалекте так чисто, так легко, так непринужденно, что можно подумать, будто Афины не были разрушены и взяты варварами, а по собственному желанию переселились во Флоренцию". Начиная с 1454 г. из-за турецкой угрозы итальянские города-государства вынуждены были временно прекратить междоусобицы и на четыре десятилетия примириться под полугласной эгидой процветающей Флоренции, которой правил Лоренцо Медичи, недаром прозванный Великолепным. В 1465 г. в Сабелико, монастыре близ Рима, немецкие ученики Гуттенберга Швангейм и Панкерц установили первый в Италии печатный станок, и уже к началу XVI в. в свет вышли сочинения почти всех латинских и греческих классиков. Однако на рубеже веков Италия вступила в полосу длительного политического и экономического кризиса. Отчасти на него повлияло открытие Америки. Но в большей степени сама классовая структура итальянских полисов, затруднявшая объединение страны в то время, когда Франция, Испания, Англия превращались в мощные централизованные государства. В 1494 г. родина европейского Возрождения оказалась беззащитной перед войсками Карла VIII. Началась пора французского и испанского господства. Все это, конечно, повлияло и на культуру. Идеал божественного человека оказывался несовместимым с действительностью. Художники не отказывались от идеала, но выводили его уже за пределы антигуманной реальности. Идеальное возвращалось туда, откуда пришло, к Платону. Боккаччо выходил из моды, на подиум возвращались пейзане. Обратимся теперь непосредственно к литературе (пусть не всегда художественной) и литераторам кватроченто, начиная с того самого переломного момента, с 1441 года. Первым из новой плеяды авторов следует назвать флорентийца Доменико ди Джованни, известного под прозвищем БУРКЬЕЛЛО. Этот цирюльник по профессии был настоящим народным поэтом, автором знаменитых во всей Италии сатирических "сонетов с хвостом" - особого жанра, где при двух стандартных катренах может существовать неограниченное количество терцетов. Буркьелло высмеивал Козимо Медичи и его сторонников, а также уже успевших набить оскомину читателям поэтов-петраркистов. Поэт "вещи", подобно русским акмеистам, Буркьелло представляется как бы героем "Декамерона", сошедшим со страниц книги на шумную плебейскую площадь города. Не будем голословны, приведем образцы его творчества в переводе Евгения Солоновича.
Творчество Леона Баттисты АЛЬБЕРТИ (1404 - 1472) - наиболее характерный и в то же время наивысший образец интеллектуального сочинительства XV в. Он был философом, моралистом, политиком, теоретиком искусства, архитектором, первым окончательно порвавшим с готикой и заложившим основы ренессансной классики, скульптором, живописцем, поэтом, археологом, математиком, физиком, музыкантом и атлетом, то есть тем самым, что мы привыкли видеть в великих фигурах эпохи Возрождения - одним из ее титанов. "Человек, - говорил Альберти, - рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом". Родившийся в Генуе в семье флорентийских изгнанников, получивший образование в Падуе и в Болонье, большую часть жизни проживший в Риме, Альберти как бы вобрал в себя лучшие черты итальянца вообще. Притом он был совершенно арелигиозен. Основная его идея - человек свободен, и за эту свободу он должен бороться. Писал он и по-латыни и по-итальянски. Назову лишь некоторые его книги, наиболее значительные и в то же время тематически разнообразные: "О живописи", "О статуе", "О зодчестве", "О семье", "О спокойствии души", наконец, "О государе". Последняя в какой-то мере оспоривала дантовскую "Монархию" и подверглась оспориванию Макьявелли. Сын врача, флорентиец Марсилио Фичино посвятил себя изучению Платона и переводу его текстов на латынь, позднее создал и возглавил знаменитую Платоновскую Академию, где создал свою "благочестивую философию", или "ученую религию", т.е. некий синтез платонизма и христианства, где мир - гармоническое целое, высшая его ступень - Бог, далее - ангелы, или небесные духи, в середине Вселенной - человеческая душа. Последняя по природе двойственна: существует и в вечности и во времени и находится между божественным и материальным началом, почему и может возноситься к Богу. В то же время только душа, наделенная разумом, способна быть творческим и созидательным началом в телесном мире. Эти и другие идеи изложены в многочисленных трудах ученого литератора, таких, например, как "Платоновская теология о бессмертии души". Общий вывод таков: "Нет ничего другого, кроме всеобщей природы вещей, которая и является Богом". Философию Фичино можно определить как некий пантеизм - и это понятно, ведь во главе угла всех гуманистов стоит человек, приемлющий мир. Выходец из знатной семьи Пико делла Мирандола за 30 лет своей несправедливо короткой жизни успел овладеть двадцатью языками, изучил древнюю и средневековую философию, причем не только европейскую, но и восточную, в частности, Каббалу. "Я ознакомился со всеми учителями философии, исследовал все книги и изучил все школы", - писал он о себе. Пико предпринял грандиозную попытку соединить в некой всеобъемлющей философии самые разнообразные по характеру, принадлежащие к разным эпохам и странам течения мысли. В 1486 г., в возрасте 23 лет, он составил "900 тезисов обо всем, что познаваемо". Тезисы были написаны для того, чтобы организовать в Риме общеевропейский диспут, в котором могли бы принять участие все желающие. Речь в тезисах шла о диалектике, метафизике, этике, физике, математике, теологии и магии. Положения были почерпнуты у Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота (средневековые католические теологи), у арабских последователей Аристотеля - Аверроэса, Авиценны, у греков, неоплатоников, пифагорейцев, халдейских философов (в частности, у Трисмегиста) и еврейских каббалистов. Основа философии Пико - утверждение, что знание и мудрость, накопленные человечеством за все время его существования, составляют непрерывную цепь в развитии человеческого интеллекта. Истина едина, у разных источников можно найти истинные суждения. "Я предположил, - писал Пико, - тезис о согласии между Платоном и Аристотелем, в которое многие верили, но ни один не сумел доказать". Все системные противоречия Пико намеревался преодолеть с помощью представления о единстве всего сущего и с помощью неоплатонизма привести всех к философскому миру. Он повторил слова Гермеса "Великое чудо есть человек!", напомнил, что Бог, создав и распределив по сферам всех существ, поставил человека в центр мира и дал ему свободу формировать себя в образе, который человек сам для себя изберет - от растения до ангела и сына Божьего. Эти слова Пико - как бы итог всего XV века. Человеку дана Богом полная свобода не для спасения души, а для того, чтобы он мог творить самого себя. В результате философствований Пико приходит к пониманию безграничной способности познания, свободного созидания самого себя, к идее сплочения всего рода людского, к гимну человеку. Так завершается век, открывая дорогу первому из титанов Возрождения - Сандро Боттичелли, открывая первую страницу нового столетия. Через Фичино и Полициано (о котором еще будет речь) философские идеи проникли в душу Боттичелли и произвели "Весну" и "Рождение Венеры" - гениальные отголоски их философии в живописи. И это святая правда, ведь Фичино толковал миф о рождении Венеры из пены морской как оплодотворение Богом души, порождающей из себя самой красоту. А Венера и есть красота. И в заключение попробуем сравнить итальянские культурные события с тем, что делалось в это время (в XV в.) в других странах. Конец XIV в.:
Начало XV в.:
Середина XV в.:
Последняя треть XV в.:
Оглавление
|