|
|||||||||
|
Пособие для абитуриентовВыбор репертуараОглавлениеЭТО, конечно, одна из главных проблем для поступающих. Мы не будем давать конкретных советов, списков, поскольку нас интересует не произведение само по себе, а ВЫ, ВАША ЛИЧНОСТЬ, и в том числе - Ваш выбор. По правилам приёмных экзаменов, абитуриент готовит (то есть выучивает наизусть, продумывает, разбирается в произведении) стихотворение, басню и отрывок из прозаического произведения. Мы никак не регламентируем - русская или зарубежная поэзия Вами выбрана, знакомое всем произведение или никем не слышанное. Нас интересуете ВЫ. Но несколько советов всё же стоит дать. Не берите эстрадных монологов, особенно "выученных с телевизора". Это особый жанр, и исполняется он по особым законам. Осторожнее относитесь к стихам и прозе своих знакомых и друзей, возможно, это литература невысокого качества, даже если она Вам нравится. Не используйте в качестве стихотворений тексты песен, они создаются для другого жанра и в качестве поэзии не всегда выигрышны. Свои стихи и прозу, если Вы сами пишете, держите всё-таки в качестве "запасного варианта", а не единственного, что у Вас есть. Не старайтесь поразить комиссию неожиданностью выбора, цель приёмных экзаменов не в этом. Поэтому выискивать во что бы то ни стало автора, о котором никто ничего не слышал, не обязательно. На первом месте в выборе материала должен стоять Ваш вкус, Ваше мнение, Ваша жизненная позиция. Поэтому берите произведения, которые Вас волнуют, Вам интересны (хорошо, если Вы ещё и сможете рассказать, чем именно, если Вас об этом спросят), в которых Вам есть что сказать. И конечно, классическая литература здесь не подведёт, её уровень проверен временем, и уж в качестве её можно быть уверенным. И совсем неважно, что это уже читали до Вас сотни других поступающих - Вы-то это читаете первый раз! Стихотворений (только не говорите "стих", стих - это одна строчка стихотворения) советуем подготовить несколько, три, четыре, пять, причем разного характера: одно лирическое, другое смешное, третье энергичное, резкое и так далее. Выбор прозы - проблема нелёгкая. Здесь тоже мы рекомендуем иметь в запасе два-три варианта. Длина отрывка может быть минут пять, может быть, чуть больше. Во время чтения Вас могут остановить, сказать: "Спасибо, достаточно". Не делайте из этого никаких скоропалительных выводов, не надо впадать в отчаяние или, наоборот, решать, что всё уже в полном порядке. Это значит только, что в этом качестве Вы комиссии уже понятны, пойдём дальше. Но не рассчитывайте на остановку, когда учите текст. Вообще избегайте крайностей - и не стоит учить "Войну и мир" наизусть, и рискованно ограничиться тремя предложениями, рассчитывая, что дальше всё равно слушать не будут. Лучше, если в Вашем отрывке или рассказе сразу что-то происходит, меняются отношения, действие не развивается полчаса до первого события. Так что не всегда стоит начинать с самого начала рассказа или повести. В выборе прозаического материала тоже следуйте правилу: "Этот материал мне нравится, мне хочется им поделиться со слушателями". В басне проверяется чувство юмора абитуриента, его умение увидеть неожиданный поворот сюжета, а также и способности к перевоплощению. Басня всегда немножко "играется", в ней действуют разные животные, и это стоит учитывать. Только тоже не увлекайтесь внешним изображением животных, переодеванием и т. д. Важно, как Вы внутренне меняетесь в том или ином персонаже басни. Выбор автора басни тоже не имеет принципиального значения, найдёте что-нибудь новенькое - замечательно, нет - все известные баснописцы от Эзопа до Михалкова в Вашем распоряжении. Подумайте о том, что Вы споёте, когда Вас попросят об этом. Не стоит выбирать даже нравящиеся Вам современные мелодии, которые не звучат хорошо без мощного музыкального сопровождения. Здесь Вам больше подойдут песни народные, простые по мелодии, которые легко спеть без сопровождения музыки и при этом донести её смысл. Аккомпанировать самим себе на гитаре или фортепиано не возбраняется, но подумайте, справитесь ли Вы с этой двойной задачей. Фортепиано, кстати, часто "забивает" звуком исполнителя, и приходится просить его спеть что-то без сопровождения инструмента. Некоторые абитуриенты заранее готовят танец для показа, даже приносят с собой магнитофон. Этого делать не нужно, нас интересует не заученный заранее танец, а сиюминутная реакция на музыку, пластическая импровизация. Так что определённый танец заранее не учите, это не пригодится. В некоторых театральных учебных заведениях в обязательном порядке требуется прочесть монолог из какой-либо пьесы. У нас такого правила нет. И ещё раз напомним: в репертуаре нас в первую очередь интересует не автор, даже не произведение, а то, как в этом материале проявляетесь Вы, Ваша личность, Ваши особенности. Оглавление
|