|
|||||||||||||
|
Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древнего Востока.Ветхий Завет. Библия и история древних иудеев.ОглавлениеВопросы к главе Приступая к краткому, по необходимости фрагментарному знакомству с Ветхим Заветом, мы должны отчетливо представлять себе, что Библия является не только одним из древнейших литературных памятников, но, главным образом, священным писанием сразу двух мировых религий, иудаистской и христианской. Возможно, именно это и сделало ее иной раз незамысловатые истории, подчас темные, труднопонимаемые тексты, столь живыми, популярными, неумирающими в веках. Так ли это, нам предстоит узнать в дальнейшем. Пока же оговоримся: рассматривая здесь Библию только как литературный памятник, не забудем все же о главном ее значении для человечества, а значит, и для культуры. Греческий термин "Библия" означает просто "книга", и книга эта - сборник совершенно различных произведений: исторических повествований, гимнов Богу, любовных песнопений, моралистическо-философских афоризмов и многого другого, с точки зрения неверующего, не всегда впрямую религиозного содержания. Библия как священное писание делится на две большие книги: Ветхий Завет и Новый Завет, т.е. соответственно на св. писание древних иудеев (исторический период - примерно со второго тысячелетия до н.э. до начала нашей эры) и св. писание христианства (с первых веков нашей эры). Ветхий Завет из поколения в поколение оставался священной книгой и не воспринимался как явление литературы до конца XVIII века, до знаменитых работ немецкого просветителя И. Гердера. Знакомясь с мифологией и литературой Междуречья, мы не раз упоминали о корневых связях этой культуры с древнеиудейскими книгами. Будем говорить об этом еще и еще, не забывая, однако, о главном отличии Библии не только от этой культуры, но и от всех остальных. Этим отличием является монотеизм, единобожие, центральный нерв еврейства вообще, определяющий его быт и дух, каждую строку Библии и все ее жанры, насколько таковые можно вычленить. Все здесь подчинено единому Богу, все к нему устремляется. Древнееврейский язык, кстати, не имел четких разграничений между поэзией и прозой (отчего библейские периоды и называются стихами), хотя разница в определенных местах книги в смысле большей или меньшей ритмизованности ощущается. Совершая путешествие по страницам Библии, мы не встретим уже привычного нам эпоса в узком понимании смысла этого термина. Ведь эпос - это общение героев с богами, достаточно взаимозависимое и часто почти на равных, что хорошо понятно хотя бы из истории такового общения Гильгамеша, эпос предполагает в таком общении богов видимых, осязаемых. Совсем не то библейский Яхве, Бог, от которого люди зависимы полностью. Это-то чувство полнейшей зависимости от высшей воли и не позволило древним евреям создать эпос и драму, ибо последняя также предполагает свободную волю самостоятельной личности, а здесь самостоятельной личностью со свободной волей может быть только Яхве. Но и - удивительная вещь! - именно здесь только и возможны по-настоящему такие явления, как богоискательство и богоборчество. Ни в месопотамской мифологии, ни в греко-римской, да ни в какой другой люди с богами не борются. Иногда соревнуются, иногда хитрят, соглашаются, но борьбы с богом ни в прямом, ни в переносном смысле эти мифологии не знают, тогда как древний иудей Иаков борется с Яхве в совершенно прямом смысле, врукопашную, а сколько примеров богоискательства и богоборчества можно найти в христианской культуре - и не перечислить. Достаточно будет назвать здесь только творчество знаменитого немецкого философа Фридриха Ницше или романы русского писателя Ф.М. Достоевского, чтобы лишний раз это подчеркнуть. Может быть, главной особенностью Библии, а следовательно и всей иудео-христианской культуры, является ее противоречивость, парадоксальность. Она заложена в самой основе монотеизма. Единый Бог - создатель человеческого племени и, значит, человеческой истории, но саму историю творит человек. Далее - иудеи - народ Яхве, любимое, избранное им племя. Но ведь тот же Яхве создал и всех остальных. А человеческая история, помимо культурного созидания, это еще и история войн, история борьбы за место под солнцем, которую иудеи проиграли. Отсюда и кротость, и воинственность, и национальная исключительность, и всечеловеческая природа этой культуры и этой книги. Итак, не создав эпоса, не имея драмы, куда устремляется творческая энергия писателей и мыслителей? В себя, вглубь и ввысь, что проявляется прежде всего в лирике и в пророчествах. Летопись же иудеев строится посредством диалогов их избранных представителей с Яхве. Многострадальное свое бытие, свою историю иудеи с удивительной силой и мощью отразили в Библии, точнее в ее первой книге, Ветхом Завете. Он представляет собой три больших цикла.
Впрочем, это весьма условное деление. Хронологически вся Библия создавалась в период от XII в. до н.э. и до первых веков н.э. В этом разделе мы будем говорить только о некоторых книгах Ветхого Завета, с Новым же познакомимся значительно позже, после бесед об античной литературе, поскольку он в какой-то степени является не только завершением общекультурных усилий древнего человечества, но и основополагающей книгой для нового времени. Не говоря уже о том, что Новый Завет - священное писание христианства, религии, к которой принадлежит и русская культура. *** Впервые упоминания о неких _хапиру_, или _апиру_ (по-еврейски иври) встречаются в документах середины II тысячелетия до н.э. (например, в текстах архива фараонов из г. Ахетатон), как о неравноправных иноплеменниках на территории государств Ханаана и египетской державы. Это кочевники, пастухи, переходящие со стадами из пустынь и степей в зону населенных земель. Во всяком случае, в "Книге Бытия" древние евреи описаны именно как бродячие скотоводы, заинтересованные в чужеземных колодцах. Время от времени эти кочевники оседали на каких-либо землях. Так Авраам говорит хеттам: "Я у вас пришелец и поселенец". Но уже в XIII в. до н.э. евреи - часть западносемитских племен, роды, сплотившиеся вокруг культа Бога Яхве, - вторглись в Палестину. К периоду кочевья, описанного в Ветхом Завете, мы в свое время еще вернемся. Начнем же с того периода, когда сыны Израилевы, находясь в полонении у египетского фараона, строят столицу в дельте Нила. Они весьма многочисленны и чадолюбивы настолько, что фараон приказывает отбирать у матерей новорожденных мальчиков и топить их в Ниле. Именно это должно произойти с сыном Аарона и Мариам. Несчастная мать пытается спрятать малыша и тайно выкормить, но мальчуган растет не по дням, а по часам. Его лепетанье слышно далеко за пределами дома, и мать в отчаянии решается на последнее средство. Ей известно, что дочь фараона очень любит маленьких детей, и в надежде на царскую милость Мариам кладет сына в корзинку и относит на берег Нила в то место, где царевна обычно купается. Спрятавшись в прибрежном кустарнике, она дожидается купанья - и ее надежда оправдывается. Малыш понравился дочери фараона, его забирают воспитывать во дворец, а мудрая Мариам предлагает свои услуги в качестве кормилицы. Ребенок спасен, а затем и усыновлен царевной. И наречен именем _Моисей_. Выросши в роскоши и получив прекрасное воспитание и образование древнеегипетского аристократа, Моисей получил еще и тайное воспитание, согласно традициям иудейской веры, которое дала ему родная мать. В течение сорока лет Моисей вел двойную жизнь: днем - как блестящий аристократ, а ночью - как тайный сын своего многострадального народа. Однажды Моисей, увидев, как египтянин-надсмотрщик избивает еврея, не сдержался и заколол мучителя мечом. Естественно, что после этого ему пришлось бежать и еще сорок лет странствовать по соседним странам. Где-то за горами лежит Ханаан - земля обетованная, родина его предков. Моисея посещают вещие сны, а на восьмидесятом году к нему является Бог в виде вспыхнувшего и не сгорающего куста. Из этого куста (неопалимой купины) был ему глас Божий: Моисей! Моисей! Он сказал: вот Я! Здесь впервые Господь открыл свое имя человеку и наделил Моисея рядом чудесных дарований. И по слову Божьему Моисей отправился в Египет. Прибыв, он испрашивал у фараона разрешения вывести на три дня в пустыню всех евреев, дабы жертвоприношениями воздать честь Яхве, однако фараон разрешения дать не соизволил. Путем различных ухищрений с помощью Яхве Моисею все-таки удалось вывести свое племя из Египта. Это событие - исход - Моисей увековечил праздником Пасхи иудейской, которую не следует путать с христианской Пасхой, символизирующей воскресение Иисуса Христа. Далее начинаются более чем сорокалетние странствования иудеев в поисках земли обетованной, странствования тяжкие, полные страданий и молитв, таинств и чудес, странствования, за время которых сменилось не одно поколение, так что если не память, то психология рабства не осталась в народе. В нашу задачу подробный рассказ о страданиях и чудесах этих лет не входит, и лишь об одном эпизоде я позволю себе рассказать вам своим стихотворением, которое так и называется - "Моисей".
Во время многолетнего странствования евреев Бог препоручил Моисею десять заповедей - законов, по которым его избранный народ и должен был жить. Вот что говорил Яхве: Я, Господь Бог твой... Эти заповеди и стали основой законодательства не только у древних евреев, но и совершенно необходимыми условиями общежития любой развитой культуры, в том числе, кстати, вошли и в так называемый моральный кодекс строителей коммунизма. Эти вечные истины, строго и четко изложенные в Ветхом Завете, будут затем полностью повторены в знаменитой Нагорной проповеди Иисуса Христа, и мы в свое время вернемся к ним и попытаемся увидеть не только общность, но и различия заповедей культур иудейской и христианской. *** Итак, в тринадцатом веке до н.э. евреи пришли в Палестину, где в борьбе с местным населением хананеями и завоевателями с запада - филистимлянами окончательно сложились в союз 12 племен (колен), принявших наименование _Израиль_. В конце XI в. патриархальную военную демократию сменяет монархия: этот переход запечатлен в "Книгах Царств". Наибольшего подъема и могущества древнееврейское государство достигает в эпоху царей Давида и Соломона. Давид - царь исторических хроник, суровый воин; Соломон же воистину блистательный государь золотого века - поэт, музыкант, мудрец, гуманист. Именно ему приписывается авторство и книги Притчей, и многие псалмы, и наконец вершина древнееврейской лирики -"Песнь Песней". В русской литературе есть маленькая прелестная повесть А.И. Куприна "Суламифь", в которой замечательно передана атмосфера и "Песни Песней", и двора Соломона, поведано и о его мудрости и о его любви. Окрестные народы скоро стали либо данниками, либо союзниками Израиля, с Египтом сложились достаточно устойчивые дипломатические отношения. Верхушка общества перенимала культурные достижения хананеев, финикийцев, египтян. Давид основал столицу в завоеванном им Иерусалиме, Соломон построил роскошный дворец и храм Яхве, до того почитавшегося в шатрах кочевников. Около 928 г. до н.э. царство распалось на Иудейское в Южной Палестине, управляемое царями из иерусалимской династии Давида, и Израильское в Северной Палестине со столицей в Сихеме, позднее в Самарии. Увы, постоянная междоусобица и имущественная дифференциация неизбежно ослабили оба царства, чем не преминули воспользоваться египтяне, ассирийцы, вавилоняне. Были, были в IX и VIII веках пророки, призывавшие вернуться к добрым патриархальным отношениям, протестовавшие против золотого тельца (Библия представляет собой настоящий кладезь крылатых слов и выражений, прочно вошедших в наш обиход, о чем мы подчас и не подозреваем. Так и это выражение "золотой телец" (а затем и название знаменитого плутовского романа И. Ильфа и Е. Петрова "Золотой теленок") - отсюда, из Ветхого Завета), и некоторые цари шли им на уступки (Хизкия, 727-698 г.г. до н.э.), но исторически оба царства были уже обречены. В 722 г. ассирийский царь Саргон II завоевал Израиль и разрушил Самарию, а в 587 г. вавилоняне Навуходоносора II то же сделали с Иудеей и Иерусалимом. Жители обоих государств были пленены. Этот период в Библии носит имя вавилонского пленения. Религиозная экзальтация некоторой части еврейского народа в этот период достигла высшей степени, породив ряд произведений, в которых катастрофа характеризуется как наказание Господне за недостаточную верность ему. Здесь же проявилась и вековая мечта о возрождении, достигающая порою мистического и пророческого уровня: мечта о мировом государства во главе с Иерусалимом и царем из Давидовой династии - мессией, неким таинственным избранником Бога. А меж тем гибнет и Вавилон под ударами персов, которые в VI - V в.в. разрешают иудеям вернуться на родину и отстроить Иерусалим, но уже как город, подвластный персам. Эзра и Неемия, руководившие восстановлением храма, регламентировали жизнь обывателей буквально сверху донизу, запретили евреям смешанные браки и не допускали в общину Палестины израильтян. В ответ те основали общину Самаритян, что привело к вековечной войне и, в том числе в немалой степени, к современным проблемам Израиля. В IV веке до н.э. Палестина была завоевана Александром Македонским и вошла в круг эллинистической цивилизации. Часть общественной верхушки, естественно, стала перенимать культурные обычаи греков. Сирийские цари это поощряли, а Антиох IV Эпифан начал открытые репрессии против ревнителей иудейской веры. В 167 г. до н.э. народ ответил повстанческим движением Иуды Маккавея, и неравная борьба эта неожиданно увенчалась успехом: в 140 г. Иудея вновь стала независимой. Однако спустя всего лишь 80 лет в Иерусалим входят легионы Гнея Помпея, и в 6 г. до н.э. Иудея превращается в провинцию Римской империи. После двух попыток сбросить это иго, жестоко подавленных императорами Веспасианом и Адрианом, к 136 г. н.э. Иерусалим был дотла разрушен. Это событие и означало конец древнееврейской культуры. Заключить эту небольшую историческую справку автору хотелось бы еще одним собственным стихотворением, иллюстрирующим как вышеизложенный материал, так и одно из сказаний Ветхого завета.
Вопросы к главе третьей
Рекомендуемая литература
Оглавление
|