|
||||||||||||||||||||||||
|
Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древней ГрецииЛюди как люди. От Птолемеев до Лукиана. Греческая мысль в Риме: от Посидония до Плутарха.ОглавлениеВопросы к главе Александрийской поэзией собственно древнегреческая литература, по сути, завершается. Греция становится римской провинцией, дарит Риму свою религию и культуру. Писатели, поэты, ораторы греческого происхождения и даже греческого языка становятся подданными империи. Психология их, а с ней и творчество меняются, приобретая все более и более латинизированный облик. Обитатели же Мусея превращаются из ученых поэтов просто в ученых, комментирующих и переиздающих классиков, канонизирующих их произведения, согласно собственным вкусам и пристрастиям. А вкусы и пристрастия таковы, что требуют возникновения новых жанров, среди которых особой популярностью пользуются эротико-приключенческий роман и устная проповедь - "диатриба" - этакий народно-философский разговорный жанр. Диатрибу основали бродячий киник Бион Борисфенский и Менипп из сирийской Гадары. Что представляла собой такая проповедь?
О Полибии мы говорили немного раньше, о Дионе - в главе, посвященной Гомеру, и поговорим еще и в следующей книжке "Очерков...". О Сенеке и Петронии - также. Это либо собственно латинские писатели, либо наиболее влиятельные авторы уже для имперской литературы. Добавим кое-что к нашим знаниям о поздних греческих писателях. Последними крупными мыслителями эпохи эллинизма были Панэтий, видевший в твердой римской власти залог вселенского благоденствия, и Посидоний (ок. 135 - 50 гг. до н.э.), сирийский ученый и путешественник, учитель Цицерона, Цезаря и Помпея. Он продолжил "Историю" Полибия, создал много философских произведений, от которых до нас дошли лишь крохотные извлечения. Можно сказать лишь, что если
В общем, переходный I в. до н.э. характеризуется учеными как век эклектицизма, век, когда совмещаются разные, часто взаимоисключающие учения и культуры в целом. Стоицизм Панэтия в сочетании с академизмом стал философией господствующего класса, стоицизм же в сочетании с кинизмом - философией простонародья. Вот, как правило, нищие проповедники и несли в народ эти учения. Полтора столетия спустя наиболее развитая в империи стоическая философия получила свое завершение в лице греков Эпиктета, Диона Хрисостома и римлянина Марка Аврелия. Эпиктет (55 - 135 гг. н.э.) был фригийцем, рабом дворецкого императора Нерона. Будучи зрелым человеком, он получил вольную и руководил стоической школой в Никополе (Эпир). Сам он ничего не писал, зато писали за него ученики, особенно Арриан. Эпиктет в философии представляет крайний пессимизм, полную покорность судьбе.
И далее - о платонизме как таковом:
О лучшем греческом историке поздней античности Плутархе (ок. 45 - после 120 г.) необходимо сказать особо. Точно так, как и его великие предшественники Геродот и Фукидид, Плутарх был больше писателем, чем собственно историком. Выходец из знати маленького городка Херонеи, что в Беотии, он в молодости много занимался политикой, был знаком с императорами, пользовался их расположением. Он страстно любил философию, особенно Сократа и Платона, сам читал лекции по философии, под старость получил жреческую должность в Дельфах, а император Адриан назначил его прокуратором Ахайи, т.е. Греции, как называли ее римляне. Автор многочисленнейших сочинений философского, морального, эстетического, религиозного и даже мистического характера, для истории Плутарх - автор прежде всего "Параллельных (или сравнительных) жизнеописаний", биографий 50 крупных исторических деятелей Греции и Рима. Эти жизнеописания так и располагаются в его труде парами по какому-нибудь сходству: Тезей и Ромул, Демосфен и Цицерон, Александр и Юлий Цезарь и т.д. Это не научные, не исторические даже исследования, а литературные портреты по данным, заимствованным у других авторов. Плутарх - истинный моралист, каждый герой у него олицетворяет добродетель или, наоборот, порок. Блестящие и чрезвычайно содержательные для нас (поскольку более ранние книги историков утрачены) очерки Плутарха, однако, далеко не критичны. Все искупается литературным талантом автора, умевшего убедить читателя в своем видении образа исторического деятеля, в мастерстве описательном и даже драматургическом, с каким написаны "Жизнеописания".
Плутарха любили и любят до сих пор. Его, как римского историка Ливия, читают просто для удовольствия. А уж влияние Плутарха на литераторов Нового времени просто необыкновенно велико. Монтень говорил: "Во всех отношениях Плутарх - мой автор... Он философ, который учит добродетели". (М. Монтень. Опыты. Тт. 1-2. - М.: Наука, 1979. С. 640-646.) Шекспир брал в основу своих трагедий "Антоний и Клеопатра", "Юлий Цезарь" именно биографии, созданные Плутархом. Руссо, Т. Мор, Гете, Шиллер - все читают и поминают его в своих книгах добрым словом. А русские писатели? Мало того, что декабристы все были прямо воспитаны на книгах Плутарха и римлянина Тацита, Л.Н. Толстой призывает своего героя сделаться таким, каким были люди Плутарха; В.Г. Белинский говорит: "Я понял через Плутарха многое, чего не понимал. На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество. Без них Средние века ничего не сделали бы. Я понял и французскую революцию и ее римскую помпу, над которою прежде смеялся. Понял и кровавую любовь Марата к свободе, его кровную ненависть ко всему, что хотело отделяться от братства с человечеством хоть коляскою с гербом" (В.Г. Белинский. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 57.) Начиная с эпохи Возрождения античность стала идеалом нравственных и культурных ценностей человечества. Вместе с ней выразителем этих идеалов сделался Плутарх, как один из лучших представителей "нравственной назидательности и художественной яркости". Имено от него исходят традиционные наши представления о греко-римских героях и деятелях. Что же касается собственно историков, то они как раз под влиянием исторической критики, развившейся во второй половине прошлого века, и не считают Плутарха значительным авторитетом. Истинный писатель, Плутарх вошел в сокровищницу прежде всего мировой художественной словесности и художественной же культуры. Писатель Плутарх сочинял, таким образом, нечто вроде художественных очерков об исторических лицах античности. Очерки эти зачастую читаются как приключенческие повести. Но ведь он был все-таки мыслителем и историком. А что же собственно писатели? Они в это время наполняют литературу бесчисленным количеством прозаических художественных текстов, представляющих преимущественно любовно-приключенческую повесть, или роман. Этот жанр - завещание Древней Греции новым временам. ВОПРОСЫ:
Оглавление
|