|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древней ГрецииЛюди как люди. От Птолемеев до Лукиана.Александрийская поэзия: Каллимах и АполлонийОглавлениеВопросы к главе Главное дело эпохи, понятно, наука и пышное, парадное, придворное искусство. Ну а что же художественная литература? Какие формы и жанры развивает она при царских дворах, или, может быть, замерла, уйдя в воспоминания о славном былом, как Афины и другие греческие полисы в эпоху римского владычества? Нет, конечно, не замерла, но отчасти и эта тенденция воспоминаний о прошлом имеется в новой, так и называющейся, александрийской поэзии. Ибо литература эпохи - это прежде всего поэзия, затем проповедь, в форму которой вылилось столь популярное среди греков красноречие, а затем уже, много позже, в эпоху начинающегося разложения великой римской империи,- любовно-приключенческая повесть, или роман. Поэзия пыталась примирить две страсти, обуревающие греков эллинизма: ученость и ностальгию по всеохватному раздольному эпосу, т.е. соединить Гомера, Геродота и Аристотеля, тем самым навек порывая с привычной устной культурой для масс и уходя в область кабинетного чтения. Проповедь, все более искусная и велеречивая в духе времени, оставаясь жанром устной словесности, старалась доступно для значительно увеличившегося низшего слоя населения изложить политические, религиозные и мировоззренческие веяния эпохи. Наконец, роман или повесть, жанры уже совершенно книжные, удовлетворяли, прежде всего, культурные потребности той части общества, что в старой России звалась полусветом. Начнем по порядку, с поэзии. Она развивает, в общем, три направления: эпиграмму, эпическую поэму и своего рода малую драму, идиллию, представляющую собой длинное стихотворение или небольшую диалогическую поэму преимущественно на сельскую тематику. Профессор Зелинский определят состояние древнегреческой поэзии в эллинистический период следующим образом:
Раньше всех начала обновление лирика, точнее, эпиграмматическая поэзия древности, как вы помните, не содержавшая сатирического элемента. Короткое, в 2 - 8 строк, стихотворение, представлявшее собою надпись, надгробную ли, нравоучительную ли, начиная еще с IV в. до н.э. расширяет свои тематические рамки. Платон сочинял любовные эпиграммы; а поэты новой эпохи Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский и их последователи до предела расширили границы жанра, пусть даже и в знакомой тематике. Все эти короткие стихотворения дошли до нас благодаря, главным образом, так называемой "Палатинской антологии". Что это такое? "Антология" (по-гречески "собрание цветов") - это сборник избранных литературных текстов, преимущественно эпиграмм различных авторов. В древности особенной популярностью пользовались сборники эпиграмм Мелагра из Гадары и Филиппа Фессалоникийского (оба под названием "Венок"). Добавив к ним тексты из других книг, около 900 г. н.э. византийский священник и придворный Константин Кефала составил первую такую антологию, которая через четыреста лет, расширенная многочисленными дополнениями, получила название "Палатинская антология" от гейдельбергского "Пфальцская рукопись". Вот три примера из Асклепиада: эпиграммы застольная, любовная и надгробная (одновременно литературная):
Мы не знаем, кто была эта Эринна, но, вероятно, талантливая поэтесса, а это значит, что спустя несколько столетий со времени Сапфо возродилась в нашу эпоху и женская литература. Что до Леонида Тарентского, бедняка и странника, то его поэзия была менее "высоколоба":
Но и она содержала в себе истинные приметы времени. Литература стала книжной. Литература начала приобретать черты общественного института. Писатели стали зависеть друг от друга и перестали эту зависимость скрывать. Таковы посвящения Леонида Гомеру и Анакреонту.
Более того, художественная литература, размывая границы, врывается в область публицистики и критики, в те времена еще не определенные.
Вот к чему, в конечном счете, свелся античный политеизм: к воле и игре единственного бога - случая. Эпиграмме же суждена была долгая жизнь, можно сказать, бессмертие, поскольку, переработанная в сатирический жанр римским поэтом Марциалом, она, пройдя в европейской и русской литературе (Лафонтен, Пушкин и др.) долгий путь, счастливо дожила до наших дней. Впрочем, в свое время мы к ней еще вернемся, а сейчас поговорим о творчестве и литературной борьбе знаменитого александрийского поэта и ученого Каллимаха, тоже в своем роде основоположника некоего способа жизни в литературе.
Представим себе жизнь этого воинствующего новатора, нелегкую жизнь прекрасно образованного, но отнюдь не богатого выходца из знатного рода, вынужденного сначала преподавать в школе, потом пробиваться в Мусей, где он работал на износ, составив множество ученых сочинений и знаменитый 120-томный аннотированный каталог библиотеки. Тем не менее, то ли из-за каких-то разногласий с Птолемеем I, то ли из-за других каких причин, до самой старости положение Каллимаха прочным не было. Почетное же место библиотекаря занял его ученик и соперник Аполлоний. При жизни, которую он провел в неустанных литературных трудах и литературной же борьбе, Каллимах приобрел лишь известность. Слава же пришла к нему впоследствии. А. Боннар называет его античным Буало. Это почетное сравнение и слишком точное, чтобы быть комплиментарным. Ибо Никола Буало, глава французских классицистов Нового времени, несмотря на обилие созданных им поэтических трактатов, главным образом был все-таки теоретиком литературы, а не поэтом с большой буквы. В общем, то же и Каллимах, от которого дошли до нас 6 гимнов богам и 63 эпиграммы, да в отрывках и пересказах ученые элегии под общим названием "Начала" (или "Причины"). Эти последние, говорит Ф.Ф. Зелинский, "объединяло общее стремление выяснить причину того или другого имени, обычая, достопримечательности и т.д." (Ф.Ф. Зелинский. История античной культуры. С. 229.) Это были четыре книги элегических повествований, построенных по принципу гесиодовского каталога, в которых Каллимах знакомил читателя с открытиями эллинистической науки, рассказывая о религиях и быте разных городов в прежние времена. Зачин этого произведения построен в манере, ставшей классической: во сне поэт обращается к Музам за благословением, и они рассказывают ему о причинах тех или иных древних обычаев. Здесь переплетаются и молитва поэта о благосклонности к нему Муз, и популярный в средние века жанр "видений", о котором наш разговор впереди. Сложная ученость переполняет не только "Начала", но и другие произведения Каллимаха. Эти тексты читать для удовольствия невозможно. Продираясь через сети сложнейших исторических, мифологических, литературных ассоциаций, вспоминаешь знаменитое пушкинское: "Поэзия, прости господи, должна быть глуповата". Но ведь у Пушкина - Поэзия, а здесь - ученая поэзия, наука в стихах. Потому Каллимах, подобно позднейшим его продолжателям в этом направлении, хотя и оказал огромное влияние на развитие литературы, остался бы все-таки литератором не для читателей, а для собратьев по перу, филологов, литературоведов и историков. Остался бы, если бы не та самая литературная борьба, которой отдал он много сил и времени, и результат этой борьбы - эпиграммы. В них мы видим поэта, способного ясно, кратко, идеально точно и поэтически изящно высказать любую мысль, выразить свое отношение к соперникам. Вот эпиграмма Каллимаха, в которой он выражат свое отношение к киклическим поэтам, продолжателям и эпигонам древних эпиков, а одновременно и к ученику своему Аполлонию, автору нового эпоса:
Следующая эпиграмма "Состязание поэтов" как бы развивает мысли предыдущей:
Прежде чем перейти к короткому рассказу о творчестве ученика и соперника Каллимаха Аполлония, скажем, что все лучшие римские поэты от Катулла до Овидия многому научились у Каллимаха, а Овидий, переложив историю счастливой любви Аконтия и Кидиппы (Ф.Ф. Зелинский (История античной культуры, с. 230) пишет, что повесть о счастливой любви Антония и Кидиппы пользовалась "всю древность таким же непонятным для нас успехом, каким некогда у нас ее минорная вариация - "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина. Этот пассаж становится совершенно понятен, если мы вспомним начальные строки "Анны Карениной" Л.Н. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастные - наоборот, потому-то и представляют именно они интерес для художника и, соответственно, для читателя, ибо художественный конфликт имеется именно там, где есть борьба страстей.) из каллимаховых "Начал", создал бессмертные образы Филемона и Бавкиды в своих "Метаморфозах", открыв в мировой культуре галерею счастливых супругов, протянувшуюся через Гете и Гоголя ("Старосветские помещики") до наших времен. **** Если Каллимах ненавидит киклические поэмы и вообще большие поэтические произведения (это ведь он сказал: "Большая книга - большое зло"), то именно большую (около 6 тысяч строк) и именно героическую поэму задумал сочинить его ученик и соперник Аполлоний. Темой ее он избрал поход аргонавтов за золотым руном, никогда раньше не разрабатывавшийся в греческой литературе. Аполлоний создал первый вариант своего эпоса будучи еще студентом, совсем молодым человеком. В один непрекрасный для него день он прочитал своим товарищам и преподавателям "Аргонавтику", за что и вынужден был покинуть Александрию и удалиться на Родос. В этом, по-видимому, следует винить Каллимаха, разгневанного таким дерзким непослушанием ученика.
Эта псевдогомерическая эпопея представляет собой описание путешествия аргонавтов, перенасыщенное многочисленными подробностями географического, исторического, этнографического характера, часто неверными по сути, часто неправильно понятыми самим автором. Подробно пересказывать эпопею нет необходимости. Вкратце скажем, что она состоит из четырех книг, из которых первая и вторая описывают с многочисленными отступлениями плавание аргонавтов в Колхиду, третья книга рассказывает о любви Медеи к Ясону, о его подвигах и похищении руна, а четвертая - об обратном пути. Если для описания дальних стран Аполлоний использовал сочинения ученых, то разработке сюжета и характеров, т.е. литературному и психологическому мастерству, он учился у трагиков. В целом, несмотря на популярность Аполлония на Родосе, позднее в Риме и еще позднее в классицистской европейской литературе, шедевром "Аргонавтика" не является и не считается. Однако третья ее часть - подлинное искусство, если хотите, поэма в поэме. Особенно хорош образ Медеи и психологически и поэтически выверенно воссозданная страсть ее к Ясону. Эрот поразил девушку своей стрелой.
Здесь представлен фрагмент поэмы Аполлония в прозаическом и поэтическом переводах. Из них можно представить себе, насколько талантливо и глубоко разработана именно психологическая сторона произведения. О том же говорит и профессор Радциг:
Что же, "Аргонавтика", за исключением образа Медеи, полная неудача? И прав был Каллимах в своей жестокой критике Аполлония? И да, и нет. Аполлоний не был эпиком, подобно тому, как, скажем, Чехов не был романистом. Ведь романное, эпическое мышление - совершенно особый дар. Кроме того, Аполлоний был сыном своего века - ученость привлекала его более всего другого, кроме разве что поэзии. Но поэзия и ученость - "две вещи несовместные", как сказал бы Пушкин. Впрочем, он ведь и сказал это, только в другом месте и другими словами. Зато там, где Аполлоний просто поэт, там, где он говорит о любви или отвечает Каллимаху эпиграммами, - там все сразу встает на свои места.
Грубовато, но смешно. А эпиграмма, кажется, начинает приобретать привычный нам вид. А. Боннар считает, что юный поэт совершил ошибку, взявшись за несвойственный его дарованию эпический жанр. Впрочем, не поскупимся на цитаты еще раз.
Впрочем, это, может быть, хоть и точное наблюдение, но заявление слишком смелое. "Не будем переделывать истории литературы", - тут же заявляет сам Боннар, как бы спохватываясь. Не будем так не будем. Но следует ведь сказать и то, что в истории литературы закреплено за Аполлонием законным образом. Рим знал и любил его, а величайший латинский поэт Вергилий откровенно использовал, продолжал и развивал третью книгу "Аргонавтики" в своей "Энеиде". Через римлян влияние Аполлония проникло и в новоевропейскую поэзию, отразившись в творчестве Расина и Грильпарцера. Есть еще одна тема, так или иначе отраженная в "Аргонавтике", которая интересует нас с вами. Тема эта - боги и люди, ведь произведение Аполлония - эпос, а эпос непременно предполагает их взаимоотношения. Мы уже говорили, что в центре внимания этого поэта, да и всех вообще литераторов эллинизма - человек, а Каллимах просто-таки требовал от поэзии, чтобы ее сюжеты имели отношение только к новым временам и новым человеческим интересам. Тот же А. Боннар характеризует эту ситуацию следующим образом:
ВОПРОСЫ:
Оглавление
|