|
Очерки истории зарубежной литературы. Литература Древней ГрецииРаспопин В.Н.Люди как люди. От Птолемеев до Лукиана.Боги нового мираОглавление Вопросы к главе
Греция, как мы помним, со времен Александра - империя, а затем - ряд крупных эллинизированных восточных и европейских государств. Смешиваются народы, культуры и культы. Греки всегда были веротерпимыми людьми. Таковыми они остаются и в нашу эпоху.
|
Наряду со старыми религиозными формами теперь возникают и развиваются новые, обусловленные соприкосновением греческого и местного населения в эллинистических монархиях. Формула этого возникновения и развития следующая. Сначала данная восточная религия подвергается реформе с целью сближения ее с греческим религиозным сознанием ("эллинизация восточной религии"); затем она в этом эллинизированном виде вводится среди смешанного населения греко-восточных городов данной монархии; наконец, она распространяется и по другим областям греко-восточного, греческого и греко-римского мира ("ориентализация античной религии"). (Ф.Ф. Зелинский. История античной культуры. С. 234 - 235.)
| |
Какие это были культы? Во фригийском Пессинунте жрец Деметры Тимофей эллинизировал религию Великой Матери богов, Кибелы. По-гречески она стала называться Реей Идейской, т.е. Реей лесной.
|
Эта религия, очень экстатическая, имела в своем центре любовь Великой Матери к прекрасному пастуху Аттису - любовь страстную, поведшую любимого к безумию и самоизувечению, в котором ему подражали его исступленные жрецы... Из этого мрачного мифа Греция некогда, с устранением неприемлемого для эллина отвратительного мотива самоизувечения, извлекла свою прекрасную легенду о любви Афродиты и Анхиса, важную для позднейшего Рима (от них ведет свой род Эней, создатель римского народа - В.Р.); теперь Тимофею пришлось сделать из него миф греко-фригийской религии. Самоизувечения он удалить не мог, так как на нем держался неискоренимый институт галлов; но он ослабил его значение, поставив рядом с ним мотив смерти и воскрешения Аттиса любовью Великой Матери. Это дало ему возможность внести в религию Матери религиозную драму религии Деметры. Победа над смертью стала лозунгом и здесь. (Ф.Ф. Зелинский. История античной культуры. С. 235 - 236.)
| |
Этот культ отправлялся мистериальным путем: перед зрителем и участником мистерии разыгрывалась своего рода драма "любви, смерти и воскрешения Аттиса."
|
Из победы над смертью Аттиса посвященные черпали уверенность в собственном бессмертии; мистическое утешение религии Деметры было перенесено и в новую религию, которая после этого уже не могла быть чуждой сердцу эллина...
Еще важнее была деятельность Тимофея в Александрии, где он исконно египетскую религию Осириса и Исиды превратил в эллинистическую религию Исиды и Сараписа. Египетский миф об этой чете гласил, вкратце, следующее. Осирис, бог-царь Египта, брат и муж Исиды, падает жертвой козней своего брата Сета, и его тело разрывается на части. Их отыскивает Исида и путем магических обрядов возвращает убитому жизнь. Так-то Осирис поборол смерть - и каждому предоставляется возможность путем тех же магических обрядов "стать Осирисом" и обеспечить себе вечную жизнь. Эта религия была сама по себе ближе к религии Деметры, с которой поэтому еще Геродот отождествляет Исиду; деятельность Тимофея состояла, надо полагать, главным образом в эллинизации службы богине, очень обстоятельной, а затем и самих божественных образов. Осирис, не знаем почему, перешел в Сараписа, который был отождествлен с Аидом...
Все же, хотя и эллинизированные, эти две религии внесли немало чуждого в греческое религиозное сознание. Во-первых, изменился персонал религиозной драмы, и притом к худшему: в Элевсине мы имели чистую материнскую любовь Деметры к Коре, здесь же вдохновительницей представлена половая любовь Великой Матери и Исиды, что придало обеим религиям тот чувственный характер, которым вообще отличаются религии Востока... Во-вторых, обе религии требовали значительного штата жрецов; с их вторжением в западный мир туда же проникает и жречество, многочисленное по составу и с кастовой организацией. (Культ Исиды описан в романе римского писателя Апулея "Метаморфозы, или Золотой Осел".
Там же. С. 236.)
| |
Добавим к этому еще и обожествление царей и императоров по примеру обожествления Александра Великого, и мы поймем, что религиозные перемены в древнегреческом мире были действительно значительными.
А ведь в состав греческого мира, пусть на короткое время, но входили еще и иудеи, для которых этот период стал периодом рассеяния по миру (диаспоры). Эти иудеи, в отличие от живших в Палестине, занимались преимущественно делами торговыми и денежными, распространяли по свету синагогу, поскольку в храме молиться не могли, а синагога, опять-таки в отличие от правоверного храма, охотно вербовала в свои ряды "прозелитов" - представителей "не избранных богом" народов, главным образом, разумеется, эллинов.
|
Обаяние Ветхого Завета, тогда уже переведенного на греческий, довершало дело - и вот мы видим, что все синагоги рассеяния окружают себя кольцами таких прозелитов, да и независимо от синагог возникают общины "боящихся Бога", как они охотно себя называют. В самой Палестине ревнители старинной строгости неодобрительно относились к этой "проказе на теле Израиля", как они называли прозелитизм; напротив, "эллинствующие" охотно приветствовали постепенный рост стада Господня. Но ни те, ни другие, конечно, не подозревали, какое значение для религиозной жизни будущего будет иметь эта эллинизация ветхозаветной религии в общинах прозелитов. (Там же. С. 238.)
| |
Скоро, скоро уже всё: история, религия, философия, искусство и, конечно, литература сольются в единое новое служение; старый мир рухнет, и вместе с его падением возникнет новая надежда человечества, а вместе с ней - и новая история и культура.
Но пока еще привычные боги живы, принимают в свою семью чужеземных братьев и сестер и все вместе продолжают животворить древнегреческую культуру, вступающую в свою последнюю эпоху.
ВОПРОСЫ:
- Что представляла собой религия Великой Матери?
- Что еще и из каких источников вы знаете о восточных влияниях на религию древних греков?
Оглавление
|