|
|||||||||
|
Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 летОткрытое творческое занятие "Крашенка и Писанка"ОглавлениеЦели:
Оборудование: Карточки с изображением мифических птиц, карточки с символами, два больших яйца из папье-маше на подставках годно покрашено в красный цвет, другое - расписано символами; натуральное яйцо, плоская тарелка, рождественское "солнце" на палке, внутри которого изображение птицы; кукольный театр: куклы бабки, деда, курочки, пышки, два деревянных (или из другого материала, искусственных) яйца для постановки; гнездо. В классе на полках стоят сделанные из бумаги красочные подставки для яиц в виде корзиночек. Дети приготовили их заранее на уроках труда. До урока дети приносят из дома крашеные или расписание яйца и раскладывают по подставкам. На занятие приглашаются родители. Ход занятия: Учитель в народном костюме. Учитель: Разгулялась непогодушка, Сине море она перепархивала, Ребята, кто из вас знает, что же это за птица такая - Гамаюн? (дети затрудняется ответить) Учитель: Предки наши - древние славяне очень почитали птиц. Они считали, что есть в мире волшебные, божественные птицы. Одна из таких волшебных птиц - Гамаюн. Гамаюн - птица вещая, то есть ВЕДАЮЩАЯ, ЗНАЮЩАЯ. Эта мудрая птица знает все в мире. Она наизусть пропевает древние книги. Считалось, что к птице Гамаюн можно обратиться за советом, и ли с просьбой рассказать о прошлом, о будущем. Но свои тайны вещая птица раскрывала только добрым и искренним людям. Много волшебных птиц представляли себе древние славяне. Это птица Алконост - птица Света и Радости, хозяйка хорошей погоды. Это птица Сирин - мрачная птица, предвещающая своим криком несчастье, предсказывающая войны и болезни, это и птица победа - Финист. Ясный Сокол. Имена этих птиц могут встретиться нам в русских народных сказках, в былинах, в древних летописях, которые мы с вами скоро будем изучать на уроках чтения. А сегодня я принесла вам репродукции с картин великого русского художника В. М. Васнецова. На этих картинах вы можете увидеть, как художник представляя себе волшебных птиц. Сирин, Гамаюн и Алконост. Что волшебного есть во внешности птиц? Дети: У них тела птиц, а лица людей. Учитель: Правильно. Считалось, что говорят эти птицы человеческим языком. С этими птицами в древности было связано много примет: если восемь дней стоит хорошая, безветренная погода - считали люди, что это птица Алконост выводит своих птенцов. Если восемь дней стояла буря, лил страшный дождь - то птенцы появлялись у птицы Сирин. А если русские воины не могли долго одолеть врага, говорили: "Спит, видно, крепким сном Финист наш, Ясный Сокол, птица ратная, победная". (дети вспоминают фильм по сказке "Финист, Ясный Сокол", проводится небольшая беседа.) Учитель: Но не только волшебных птиц обожествляли нави предки. Верили они в великое предназначение и простых, привычных нам птиц. Например, очень уважали они уточку, за то, что древней легенде именно уточка помогла достать землю из-под воды после Великого потопа. Очень уважались гуси и лебеди. Считалось, что они - помощники древних богов. Так белая лебедушка считалась Светлой Печалью, а черная лебедушка звалась Черной Обидой. А еще наши предки считали, что Солнце катится по небу в золотой колеснице, а вместо коней впряжены в нее утки, гуси да лебеди. В русском прикладном искусстве от этого пошла традиция - многие из вас, наверное, видели ковши деревянные или бронзовые в виде уток, лебедей. Так же этих птиц позднее стали создавать из стекла, из хрусталя как сувениры. Считалось, что изображение утки, гуся, лебедя приносит в дом счастье. Поэтому нередко в празднование Коляды рисовали в символе Солнца птицу. (Учитель показывает солнечный диск на палке, внутри его нарисована птица.) А вот курочку не считали божественной птицей, ее считали маленькой хранительницей очага. Курочку прославляли в русских песнях за плодовитость, а петушка за то, что своим утренним криком он прогоняет "нечистую силу". В Святочных гаданиях, как вам уже известно петушок и курочка играют не последнюю роль. В древних обрядах славян, посвященных семье, или на свадьбах присутствовала ритуальная одежда, связанная с курицей. Молодой девушке, невесте, после свадьбы надевали на голову КОКОШНИК или КИК. А курочку раньше так и называли КИКА или КОКША. Отсюда и пошло слово КОКУШКО, так дети часто называют куриные яйца. Но я предложу вам ненадолго прерваться и поиграть в старинную русскую игру. Называется она "Утица". Игра "Утица". Условия игры: Дети стоят в кругу, держатся за руки. Выбираются "утица" и "селезень", желательно девочка и мальчик. "Селезень" пытается поймать "утицу", они выбегают за круг, снова вбегают в него. Дети пытаются помочь "утице" и помешать - "селезню" чинят ему всяческие препятствия, не пропускают в круг и из круга. Если "Селезень" поймал-таки "утицу", то выбирается новая "утица", если не поймал - то выбирается новый "селезень". Игра длится, пока звучит песня: Селезень утицу загоняя, (Игра старинная, хороводная. Ранее использовалась как заклинание хорошего приплода в хозяйстве) Учитель: Вот как хорошо мы отдохнули! А сейчас я хочу загадать вам загадки. Вот, послушайте: Плавала, купалась. Да сухой осталась! (Утка) Без рук, без топоренка Построена избенка! (Гнездо) Два раза родится, Один раз умирает. (Птица.) (дети отгадывают загадки) Учитель: А почему так говорят: птица два раза родится? Потому, что первый раз она рождается в яйце, а второй раз - уже из яйца появляется на свет. Правда, волшебное рождение?! А на Востоке, в Индии, в Китае есть люди, которых называют "дважды рожденными". Как вы думаете, может ли человек, как птица, быть "дважды рожденным"? (дети затрудняются с ответом) Называют так людей, которые овладели многими знаниями о мире. Считается, что человек, который мало знает, мало читает, мало интересуется учебой, живет как в яйце. Как в скорлупе своей глупости. Мир со всей его красотой и разнообразием закрыт от такого человека. И только тот, кто с радостью учится, кто охотно овладевает знаниями, кто часто задает себе и другим важные вопросы о жизни - лишь тот преодолевает границы такой "скорлупы". Теперь понятно, что человек умный действительно, "дважды" рождается. Сначала он рождается телом, а потом - умом и душой. Ребята, а как вы относитесь к знаниям? К учебе? (две минуты разговора) А теперь все, кто настроился получать новые знания - навострите свои внимательные ушки! Сейчас я расскажу вам о яйце. Наши предки верили в волшебных птиц. Значит они верили и в волшебные свойства яиц, которые несли эти птицы. На Руси много обычаев и обрядов было связано с яйцом. Во-первых, яйца к праздничному столу всегда украшали - красили или расписывали. Это делалось не только к Пасхе, но ко многим другим праздникам. Например, к Святкам красили яйца, разрисовывали их к летним праздникам березки и Купалы. Яйцам, особенно побывавшим на праздничном столе, в праздничных играх, приписывались магические свойства. Например, верили, что крашеное яйцо спасает дом от пожара, катали яйца по земле для плодородия, катали яйцом по спинам лошадей, коров, свиней и приговаривали; "Быть тебе сытой и гладкой, как то яйцо!" А еще обменивались яйцами в знак дружбы. Скорлупу яиц с росписью закапывали в огороде любимого юноши или любимой девушки для любовной ворожбы. Я весной давали яйца пастухам, считалось, что крашеное яйцо может защитить скотину от волка. Позднее, в Пасху, стали освящать яйца в церкви. Освященное яйцо могло пролежать год на полочке за иконой и не испортиться. Почему же так поклонялись люди яйцу?! Что же это за штука такая - ЯЙЦО?! А, хотите, я открою вам маленькую, но важную тайну - и вы сразу все поймете!? Подойдите все ко мне. (дети сходятся к учителю, учитель берет в руки настоящее яйцо и разбивает его над плоской тарелкой.) На что же это похоже? В середине белого, прозрачного, плавает круглое, золотистое? Дети: Это похоже на Солнышко в небе! Учитель: Правильно! Вот это и есть главный секрет - желток похож на яркое весеннее солнышко, а белок - на ясное, прозрачное весеннее небо! И, как солнышко дарит жизнь всему живому на земле, так и яйцо дарит жизнь маленькому птенцу, из которого потом вырастает такая могучая волшебная птица... А давайте посмотрим сказку о яйце! (Дети помогает учителю в постановке сказки "Курочка Ряба". (Текст традиционный, приводить его нет смысла.) Учитель: Почему же простое яйцо оказалось лучше золотого? (Идет обсуждение сказки. Дети говорят: в золотом яйце нет белка и желтка, из него не может появиться жизнь!) Учитель: Правильно! Живое гораздо важнее и лучше всего искусственного. Почему? Потому, что живое может родить живое. Даже существовала раньше легенда, что весь наш прекрасный и огромный мир произошел из гигантского яйца! И верили в это не только наши предки славяне, но и древние индийцы, и древние японцы, и скандинавы и другие народы. Вот, например, в карельском эпосе "Калевала" так говорится: Из яйца, из нижней части, Вот какая интересная легенда! А в Индии в древности считалось, что из яйца родился верховный бог Брахман. Кстати, и наши предки верили, что вместе с Солнцем и Небом из Великого Яйца появился бог Род, родивший в мир зори, ночи, дни, ветры, дожди, - всю природу и всех людей. Давно уже люди не верят в эти легенды, но рассказывают их друг другу как красивые сказки. И яйцо почитают по старинной традиции, украшают его, играют с ним на праздниках. Правда, сейчас мы привыкли считать яйцо символом только одного праздника - Пасхи. Пасха - это христианский праздник, то есть он связан со смертью и чудесным воскрешением Иисуса Христа. Вы можете спросить - а причем здесь яйцо?! А притом, что именно с именем Христа связаны легенды об украшении яиц. Вот послушайте две из них; "Крашенка" Крашенками, как известно, называют яйцо, окрашенное в красный, оранжевый, коричневый цвета. Рассказывают легенды о смелой женщине Марии Магдалине, спутнице и ученице Христа. После его чудесного воскрешения, пошла Магдалина по свету, рассказывать людям об этом чуде. Пришла она в город Рим. В то время в городе был какой-то праздник. А в старину, нужно вам сказать, было хорошей традицией на каждый праздник дарить друг другу вкусные вещи. Мария Магдалина была бедной женщиной, у нее не было много продуктов или денег, сварила она последнее яйцо и пошла на улицу. В это время проезжал мимо римский император Тиберий. Мария вышла из толпы людей и сказала императору: "По твоему приказу был казнен Иисус Христос, но он воскрес!" Тиберий ей не поверил. Тогда Мария воскликнула: "Если я говорю правду, пусть яйцо в моей руке станет красным!. " И яйцо на глазах у Тиберия и изумленных римлян стало пунцово-красного цвета. Отсюда пошла традиция красить яйца на Пасху в красный цвет. "Писанка" Писанками называют расписные яйца, разрисованные цветами и чудесными узорами. Легенды рассказывают о смелом торговце яйцами, который, идя на базар, нес корзину, полную яиц, и по дороге увидел человека, которого вели на казнь. Человек нес на спине тяжелый деревянный крест. Это был сам Иисус Христос. Пожалел его торговец яйцами, подошел к нему и подставил свою спину под тяжкую ношу, помог донести крест. А корзинка осталась стоять возле дороги. Когда казнь свершилась, торговец вернулся и нашел свою корзинку невредимой. Более того, все яйца в корзинке оказались вдруг расписанными чудесными узорами. Торговля пошла прекрасно. Каждое утро этот добрый человек складывая в корзинку обыкновенные яйца, закрывал их накидкой, а на базаре, снимая накидку видел в корзине уже расписные яйца. Так Христос отблагодарил его за помощь. Отсюда пошла традиция раскрашивать узорами яйца на Пасху. Учитель: На самом деле яйца стали красить давным-давно, в самые незапамятные времена. Сейчас в России существуют целые фабрики по выпуску сувенирных яиц из фарфора, из хрусталя, из дерева. На яйцах рисуют портреты известных людей, пишут иконы, священные стихи. А раньше, за многие тысячи лет до нашего рождения, яйца украшались специальными символами. Знать их должен был каждый, так как в этих символах зашифровывались тайные пожелания счастья, удачи, плодородия. (Учитель показывает детям карточки с символами и объясняет их) Трезубец - человек или месяц Учитель: Ребята, давайте посмотрим писанку и крашенку, которые я принесла для примера. ( показывает большие яйца из папье-маше. Одно из них покрашено в красный цвет, другое расписано древними символами. А давайте посмотрим, какие пожелания скрыты в символах этой писании?! (дети вспоминают значения показанных учителем символов) А вот на полках ваши яйца, которые вы принесли из дома. Давайте посмотрим, кто принес крашенку, а кто - писанку?! (дети рассматривают свои домашние "работы") Учитель: А в светлый праздник Пасхи на Руси было принято проводить разные игры с яйцами. Хотите, я научу вас таким играм? (проводятся игры) Игра 1. "Крученки". Дети раскручивают одновременно яйца. Чье яйцо дольше прокрутится - тот и победитель, он может забрать яйцо побежденного. Игра 2. Катание яиц с горки. Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель. Игра 3. "БОЙ" Двое произносят заговор: Раз-два-три, мое яйцо окрепни! Бьют яйцо об яйцо. Чье яйцо треснуло, тот проиграл и должен отдать яйцо победителю. Игра 4 "Красная горка". Дети скатывают яйца по наклонной плоскости, крича: Покатилось яйцо Если чье-то яйцо заденет чужое, то его можно забрать себе. (Самые красивые расписные яйца детей складываются в специально изготовленное гнездо и остаются на выставке ее неделю.) Учитель: А теперь, люди добрые, прошу всех за скатерти браные, за пироги румяные! Кушайте на здоровье! (проводится чаепитие с родителями) В подготовке занятия использована литература:
Оглавление
|