CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 лет

    Самсонова О. Д.

    Открытое творческое занятие "Крашенка и Писанка"

    Оглавление

    Цели:

    • знакомство детей с мировым символом яйца,
    • знакомство с древним славянским культом птиц,
    • знакомство с различными видами традиционной росписи пасхальных яиц,
    • знакомство с народными обрядами, повериями и суевериями, связанными с пасхальными яйцами,
    • развитие творческого воображения,
    • развитие познавательного интереса к истории родной страны,
    • воспитание любви к знаниям.

    Оборудование:

    Карточки с изображением мифических птиц, карточки с символами, два больших яйца из папье-маше на подставках годно покрашено в красный цвет, другое - расписано символами; натуральное яйцо, плоская тарелка, рождественское "солнце" на палке, внутри которого изображение птицы; кукольный театр: куклы бабки, деда, курочки, пышки, два деревянных (или из другого материала, искусственных) яйца для постановки; гнездо.

    В классе на полках стоят сделанные из бумаги красочные подставки для яиц в виде корзиночек. Дети приготовили их заранее на уроках труда. До урока дети приносят из дома крашеные или расписание яйца и раскладывают по подставкам.

    На занятие приглашаются родители.

    Ход занятия:

    Учитель в народном костюме.

    Учитель:

    Разгулялась непогодушка,
    Туча, грозная подымалася.
    Расшумелись, преклонились дубравушки.
    Всколыхнулась в поле ковыль-трава.
    То летела Гамаюн - птица вешая
    Со восточной со сторонушки,
    Буру крыльями поднимаючи...
    Из-за гор летела высоких,
    Из-за леса летела темного.
    Из-за тучи той непогожеей...

    Сине море она перепархивала,
    Сарачинское поле перелетывала,
    Как у реченьки быстрой Смородину
    У бел-горюч камня Алатыря
    Во зеленом садочке на яблоне
    Гамаюн-птица присаживалась...

    Ребята, кто из вас знает, что же это за птица такая - Гамаюн?

    (дети затрудняется ответить)

    Учитель:

    Предки наши - древние славяне очень почитали птиц. Они считали, что есть в мире волшебные, божественные птицы. Одна из таких волшебных птиц - Гамаюн. Гамаюн - птица вещая, то есть ВЕДАЮЩАЯ, ЗНАЮЩАЯ. Эта мудрая птица знает все в мире. Она наизусть пропевает древние книги. Считалось, что к птице Гамаюн можно обратиться за советом, и ли с просьбой рассказать о прошлом, о будущем. Но свои тайны вещая птица раскрывала только добрым и искренним людям.

    Много волшебных птиц представляли себе древние славяне. Это птица Алконост - птица Света и Радости, хозяйка хорошей погоды. Это птица Сирин - мрачная птица, предвещающая своим криком несчастье, предсказывающая войны и болезни, это и птица победа - Финист. Ясный Сокол. Имена этих птиц могут встретиться нам в русских народных сказках, в былинах, в древних летописях, которые мы с вами скоро будем изучать на уроках чтения.

    А сегодня я принесла вам репродукции с картин великого русского художника В. М. Васнецова. На этих картинах вы можете увидеть, как художник представляя себе волшебных птиц. Сирин, Гамаюн и Алконост.

    Что волшебного есть во внешности птиц?

    Дети: У них тела птиц, а лица людей.

    Учитель:

    Правильно. Считалось, что говорят эти птицы человеческим языком. С этими птицами в древности было связано много примет: если восемь дней стоит хорошая, безветренная погода - считали люди, что это птица Алконост выводит своих птенцов. Если восемь дней стояла буря, лил страшный дождь - то птенцы появлялись у птицы Сирин. А если русские воины не могли долго одолеть врага, говорили: "Спит, видно, крепким сном Финист наш, Ясный Сокол, птица ратная, победная". (дети вспоминают фильм по сказке "Финист, Ясный Сокол", проводится небольшая беседа.)

    Учитель:

    Но не только волшебных птиц обожествляли нави предки. Верили они в великое предназначение и простых, привычных нам птиц. Например, очень уважали они уточку, за то, что древней легенде именно уточка помогла достать землю из-под воды после Великого потопа. Очень уважались гуси и лебеди. Считалось, что они - помощники древних богов. Так белая лебедушка считалась Светлой Печалью, а черная лебедушка звалась Черной Обидой. А еще наши предки считали, что Солнце катится по небу в золотой колеснице, а вместо коней впряжены в нее утки, гуси да лебеди.

    В русском прикладном искусстве от этого пошла традиция - многие из вас, наверное, видели ковши деревянные или бронзовые в виде уток, лебедей. Так же этих птиц позднее стали создавать из стекла, из хрусталя как сувениры.

    Считалось, что изображение утки, гуся, лебедя приносит в дом счастье. Поэтому нередко в празднование Коляды рисовали в символе Солнца птицу.

    (Учитель показывает солнечный диск на палке, внутри его нарисована птица.)

    А вот курочку не считали божественной птицей, ее считали маленькой хранительницей очага. Курочку прославляли в русских песнях за плодовитость, а петушка за то, что своим утренним криком он прогоняет "нечистую силу". В Святочных гаданиях, как вам уже известно петушок и курочка играют не последнюю роль.

    В древних обрядах славян, посвященных семье, или на свадьбах присутствовала ритуальная одежда, связанная с курицей. Молодой девушке, невесте, после свадьбы надевали на голову КОКОШНИК или КИК. А курочку раньше так и называли КИКА или КОКША.

    Отсюда и пошло слово КОКУШКО, так дети часто называют куриные яйца.

    Но я предложу вам ненадолго прерваться и поиграть в старинную русскую игру. Называется она "Утица".

    Игра "Утица".

    Условия игры:

    Дети стоят в кругу, держатся за руки. Выбираются "утица" и "селезень", желательно девочка и мальчик. "Селезень" пытается поймать "утицу", они выбегают за круг, снова вбегают в него. Дети пытаются помочь "утице" и помешать - "селезню" чинят ему всяческие препятствия, не пропускают в круг и из круга. Если "Селезень" поймал-таки "утицу", то выбирается новая "утица", если не поймал - то выбирается новый "селезень". Игра длится, пока звучит песня:

    Селезень утицу загоняя,
    Молодой серую загоняя:
    Ходи, утица, домой,
    Ходи, серая, домой,
    У тебя, молодой,
    Есть семеро детей,
    Да восьмой селезень,
    Да девятая сама.
    Поцелуй, душа, меня!

    (Игра старинная, хороводная. Ранее использовалась как заклинание хорошего приплода в хозяйстве)

    Учитель:

    Вот как хорошо мы отдохнули! А сейчас я хочу загадать вам загадки. Вот, послушайте:

    Плавала, купалась. Да сухой осталась! (Утка)

    Без рук, без топоренка Построена избенка! (Гнездо)

    Два раза родится, Один раз умирает. (Птица.)

    (дети отгадывают загадки)

    Учитель:

    А почему так говорят: птица два раза родится? Потому, что первый раз она рождается в яйце, а второй раз - уже из яйца появляется на свет. Правда, волшебное рождение?! А на Востоке, в Индии, в Китае есть люди, которых называют "дважды рожденными". Как вы думаете, может ли человек, как птица, быть "дважды рожденным"?

    (дети затрудняются с ответом)

    Называют так людей, которые овладели многими знаниями о мире. Считается, что человек, который мало знает, мало читает, мало интересуется учебой, живет как в яйце. Как в скорлупе своей глупости. Мир со всей его красотой и разнообразием закрыт от такого человека. И только тот, кто с радостью учится, кто охотно овладевает знаниями, кто часто задает себе и другим важные вопросы о жизни - лишь тот преодолевает границы такой "скорлупы". Теперь понятно, что человек умный действительно, "дважды" рождается. Сначала он рождается телом, а потом - умом и душой. Ребята, а как вы относитесь к знаниям? К учебе?

    (две минуты разговора)

    А теперь все, кто настроился получать новые знания - навострите свои внимательные ушки! Сейчас я расскажу вам о яйце. Наши предки верили в волшебных птиц. Значит они верили и в волшебные свойства яиц, которые несли эти птицы. На Руси много обычаев и обрядов было связано с яйцом. Во-первых, яйца к праздничному столу всегда украшали - красили или расписывали. Это делалось не только к Пасхе, но ко многим другим праздникам. Например, к Святкам красили яйца, разрисовывали их к летним праздникам березки и Купалы.

    Яйцам, особенно побывавшим на праздничном столе, в праздничных играх, приписывались магические свойства. Например, верили, что крашеное яйцо спасает дом от пожара, катали яйца по земле для плодородия, катали яйцом по спинам лошадей, коров, свиней и приговаривали; "Быть тебе сытой и гладкой, как то яйцо!" А еще обменивались яйцами в знак дружбы. Скорлупу яиц с росписью закапывали в огороде любимого юноши или любимой девушки для любовной ворожбы. Я весной давали яйца пастухам, считалось, что крашеное яйцо может защитить скотину от волка. Позднее, в Пасху, стали освящать яйца в церкви. Освященное яйцо могло пролежать год на полочке за иконой и не испортиться.

    Почему же так поклонялись люди яйцу?! Что же это за штука такая - ЯЙЦО?!

    А, хотите, я открою вам маленькую, но важную тайну - и вы сразу все поймете!? Подойдите все ко мне.

    (дети сходятся к учителю, учитель берет в руки настоящее яйцо и разбивает его над плоской тарелкой.) На что же это похоже? В середине белого, прозрачного, плавает круглое, золотистое?

    Дети: Это похоже на Солнышко в небе!

    Учитель: Правильно! Вот это и есть главный секрет - желток похож на яркое весеннее солнышко, а белок - на ясное, прозрачное весеннее небо! И, как солнышко дарит жизнь всему живому на земле, так и яйцо дарит жизнь маленькому птенцу, из которого потом вырастает такая могучая волшебная птица...

    А давайте посмотрим сказку о яйце!

    (Дети помогает учителю в постановке сказки

    "Курочка Ряба".

    (Текст традиционный, приводить его нет смысла.)

    Учитель:

    Почему же простое яйцо оказалось лучше золотого?

    (Идет обсуждение сказки. Дети говорят: в золотом яйце нет белка и желтка, из него не может появиться жизнь!)

    Учитель:

    Правильно! Живое гораздо важнее и лучше всего искусственного. Почему? Потому, что живое может родить живое. Даже существовала раньше легенда, что весь наш прекрасный и огромный мир произошел из гигантского яйца! И верили в это не только наши предки славяне, но и древние индийцы, и древние японцы, и скандинавы и другие народы. Вот, например, в карельском эпосе "Калевала" так говорится:

    Из яйца, из нижней части,
    Вышла мать-Земля сырая.
    Из яйца, из верхней части.
    Встал высокий свод небесный,
    Из желтка, из верхней части,
    Солнце светлое явилось,
    Из белка, из верхней части.
    Ясный месяц появился,
    Из яйца, из пестрой части,
    Звезда сделались на небе!

    Вот какая интересная легенда!

    А в Индии в древности считалось, что из яйца родился верховный бог Брахман. Кстати, и наши предки верили, что вместе с Солнцем и Небом из Великого Яйца появился бог Род, родивший в мир зори, ночи, дни, ветры, дожди, - всю природу и всех людей.

    Давно уже люди не верят в эти легенды, но рассказывают их друг другу как красивые сказки. И яйцо почитают по старинной традиции, украшают его, играют с ним на праздниках.

    Правда, сейчас мы привыкли считать яйцо символом только одного праздника - Пасхи. Пасха - это христианский праздник, то есть он связан со смертью и чудесным воскрешением Иисуса Христа. Вы можете спросить - а причем здесь яйцо?! А притом, что именно с именем Христа связаны легенды об украшении яиц. Вот послушайте две из них;

    "Крашенка"

    Крашенками, как известно, называют яйцо, окрашенное в красный, оранжевый, коричневый цвета. Рассказывают легенды о смелой женщине Марии Магдалине, спутнице и ученице Христа. После его чудесного воскрешения, пошла Магдалина по свету, рассказывать людям об этом чуде. Пришла она в город Рим. В то время в городе был какой-то праздник. А в старину, нужно вам сказать, было хорошей традицией на каждый праздник дарить друг другу вкусные вещи. Мария Магдалина была бедной женщиной, у нее не было много продуктов или денег, сварила она последнее яйцо и пошла на улицу. В это время проезжал мимо римский император Тиберий. Мария вышла из толпы людей и сказала императору: "По твоему приказу был казнен Иисус Христос, но он воскрес!" Тиберий ей не поверил. Тогда Мария воскликнула: "Если я говорю правду, пусть яйцо в моей руке станет красным!. " И яйцо на глазах у Тиберия и изумленных римлян стало пунцово-красного цвета.

    Отсюда пошла традиция красить яйца на Пасху в красный цвет.

    "Писанка"

    Писанками называют расписные яйца, разрисованные цветами и чудесными узорами. Легенды рассказывают о смелом торговце яйцами, который, идя на базар, нес корзину, полную яиц, и по дороге увидел человека, которого вели на казнь. Человек нес на спине тяжелый деревянный крест. Это был сам Иисус Христос. Пожалел его торговец яйцами, подошел к нему и подставил свою спину под тяжкую ношу, помог донести крест. А корзинка осталась стоять возле дороги. Когда казнь свершилась, торговец вернулся и нашел свою корзинку невредимой. Более того, все яйца в корзинке оказались вдруг расписанными чудесными узорами. Торговля пошла прекрасно. Каждое утро этот добрый человек складывая в корзинку обыкновенные яйца, закрывал их накидкой, а на базаре, снимая накидку видел в корзине уже расписные яйца. Так Христос отблагодарил его за помощь. Отсюда пошла традиция раскрашивать узорами яйца на Пасху.

    Учитель:

    На самом деле яйца стали красить давным-давно, в самые незапамятные времена. Сейчас в России существуют целые фабрики по выпуску сувенирных яиц из фарфора, из хрусталя, из дерева. На яйцах рисуют портреты известных людей, пишут иконы, священные стихи. А раньше, за многие тысячи лет до нашего рождения, яйца украшались специальными символами. Знать их должен был каждый, так как в этих символах зашифровывались тайные пожелания счастья, удачи, плодородия.

    (Учитель показывает детям карточки с символами и объясняет их)

    Трезубец - человек или месяц
    Коло - солнце
    Свастика - символ жизни, огонь
    Воины - вода
    Полосы - дождь
    Колесо - время.
    Ромб - вспаханное поле
    Куриная лапка - богатство
    Петушиный гребень - защита от несчастий
    Хвойное дерево - лад в доме, счастье

    Учитель:

    Ребята, давайте посмотрим писанку и крашенку, которые я принесла для примера. (

    показывает большие яйца из папье-маше. Одно из них покрашено в красный цвет, другое расписано древними символами.

    А давайте посмотрим, какие пожелания скрыты в символах этой писании?!

    (дети вспоминают значения показанных учителем символов)

    А вот на полках ваши яйца, которые вы принесли из дома. Давайте посмотрим, кто принес крашенку, а кто - писанку?!

    (дети рассматривают свои домашние "работы")

    Учитель:

    А в светлый праздник Пасхи на Руси было принято проводить разные игры с яйцами. Хотите, я научу вас таким играм? (проводятся игры)

    Игра 1.

    "Крученки".

    Дети раскручивают одновременно яйца. Чье яйцо дольше прокрутится - тот и победитель, он может забрать яйцо побежденного.

    Игра 2.

    Катание яиц с горки.

    Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель.

    Игра 3.

    "БОЙ"

    Двое произносят заговор: Раз-два-три, мое яйцо окрепни! Бьют яйцо об яйцо. Чье яйцо треснуло, тот проиграл и должен отдать яйцо победителю.

    Игра 4

    "Красная горка".

    Дети скатывают яйца по наклонной плоскости, крича:

    Покатилось яйцо
    Да на тятино крыльцо
    До ступеньки дошло
    И дружочка нашло?

    Если чье-то яйцо заденет чужое, то его можно забрать себе.

    (Самые красивые расписные яйца детей складываются в специально изготовленное гнездо и остаются на выставке ее неделю.)

    Учитель:

    А теперь, люди добрые, прошу всех за скатерти браные, за пироги румяные! Кушайте на здоровье!

    (проводится чаепитие с родителями)

    В подготовке занятия использована литература:

    1. Асов А.И. Русские Веды. М.,1992.
    2. Демин В.Н. Тайны русского народа. М.,1997.
    3. Ефремов И. Таис Афинская. М.,1984.
    4. Калевала. М., 1994.
    5. Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. М.,1996
    6. Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М., 1987.
    7. Панкеев И. Русские праздники и игры. М.,1999.
    8. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Под ред. А. В. Орловой.
    9. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург,1997.
    10. Энциклопедия "Мифы народов мира. "Под ред. А. С. Токарева. М.,1982

    Оглавление