CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Шпаргалка по мастерству актера

    Зубов А.Е.

    На площадке, в репетиции

    Оглавление

    ДРУГОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ. Ты часто слышал эти слова - "репетируй, как в последний раз", "не береги себя" и так далее. И это действительно так, Здесь так же , как в спорте: если на тренировке не прыгаешь на метр 20, то и на соревнованиях чуда не будет. На репетиции нужно создать запас сил, приспособлений, отдачи, ярости, любви, борьбы – только тогда в сумасшедшей атмосфере премьеры ты не сорвёшься. Поэтому репетируй каждый раз как последний, на своём сегодняшнем пределе. (Поверь, что это не просто красивое пожелание, за этими словами опыт многих и многих поколений актёров.)

    НА ДВУХ СТУЛЬЯХ НЕ УСИДИШЬ. В каждом событии у тебя может быть только одно действие, одна цель. Только к ней единственной! Если начнётся: "Вообще я её люблю, но и ненавижу немножко, и завидую чуть-чуть…" и ты попытаешься сыграть всё сразу - действие рассыплется. Все прочие определения – только окраска единого действия. Прогоняю, унижаю, соблазняю, спасаю – но что-то одно!

    НЕ ИЗ КУЛИС И НЕ В КУЛИСЫ. Я появляюсь на площадке не с нуля, жизнь моя в обстоятельствах начинается ещё там, за сценой. Выноси на площадку ритм, дыхание, задачу и действуй! И с уходом за кулисы жизнь не заканчивается, я иду бороться, радоваться, встречаться – иду продолжать действовать! Поэтому не из кулис в кулисы, а из жизни в жизнь прохожу я по площадке сцены. Классический анекдот: режиссёр спрашивает актёра "С чем ты выходишь на сцену? ", а тот отвечает: "С авоськой. " Так не с авоськой, а с задачей, с верой в обстоятельства, в дело, к партнёру! И ухожу тоже к партнёру, другому, с другой задачей. Внешне нарушение этого правила проявляется в том, что актёр выходит на сцену, глядя в пол, и уходит, глядя под ноги, чтобы не столкнуться в тёмных кулисах. Но для зрителей-то там не кулисы, а ЖИЗНЬ! Так что иди жить, а значит – смотри в глаза партнёра.

    ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ? Если в сцене, в эпизоде что-то происходит, а это обязательно, я ухожу не таким, как пришёл. Я меняюсь здесь, на глазах зрителей и партнёров – обрадован или разозлён, заинтригован или успокоен. Поэтому всегда вопрос себе : а что меняется во мне (да и в других), каким я пришёл и каким уйду?

    УВЛЕКАЯСЬ ЗАДАЧЕЙ, ЗАБЫВАЕШЬ ЛИШНЕЕ. На сцене всё мешает: стулья вместо мебели, яркий свет, картонные яблоки, зрители, страх, влюблённость в костюмершу и так далее. Справиться со всеми помехами можно только подлинно заразившись задачей, зациклившись на партнёре, вцепившись в цель, которой добиваюсь. Тогда все прочие проблемы уйдут на второй план, перестанут отвлекать от главного.

    АЗАРТ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ! УВЛЕКИСЬ СЕЙЧАС !! Репетиция – не примерка в ателье: тут когда-то будет карман, тут воротничок попозже пришьём, а рукава будут через неделю. Сегодня есть цель - и добивайся её на пределе, до конца. Да, текст держит, да, мизансцены никакие, да, костюмов и реквизита ещё нет, всё это мешает. Но подлинность и азартная увлечённость целью – смысл репетиции. Иначе всё вхолостую! Либо ты включаешься в борьбу через партнёра до конца, весь твой организм пробует всё на пределе, либо убирайся с площадки, всё бессмысленно. Аналогия с той же спортивной тренировкой: либо я тренируюсь, прыгаю на пределе, либо… На кой тогда приходить в спортзал?! И не жди прогонов, премьеры – чего не было на репетиции, того не будет и там. Из ничего и выйдет ничего. Так что в поступке – ДО КОНЦА!

    НЕ ЗНАЮ, ЧТО СЕЙЧАС БУДЕТ. ГОТОВЛЮСЬ К ПРОТИВОПОЛОЖНОМУ. Ты знаешь текст, знаешь, что партнёрша сейчас повернётся и заплачет. Но настраивайся на противоположное, готовься к обратному! Тогда твоя оценка происходящего будет живая, сиюминутная, тогда отключится "мотор" и ты всё воспримешь как живое, сиюминутное, неожиданное. Знаю, что окликнут справа – поворачиваюсь влево; знаю, что сейчас поругаемся – играю страстную любовь. Всё знаю – и ничего не знаю! ВСЁ – ВПЕРВЫЕ!

    НЕ СЛЁЗЫ, А БОРЬБА С НИМИ. Интересно преодоление препятствий, а не "поддавание" страстей, не головная боль, а борьба с ней. Ищи не комфорт, не "масло масляное", а борьбу, препятствие, чтобы в преодолении его проявился Ты, твоя энергия, темперамент и характер.

    НЕ РВИ СТРАСТИ, ОСТАВЬ СЕБЕ НЕМНОЖКО. Из неукротимого желания молодого актёра уж "сыгррать так сыгрррать! " в сильной сцене рождается желание "поддать" страсти, напора, энергии. И он наигрывает, "жмёт". Опытный же актёр играет как бы не до конца, у него ещё остаётся кое-что внутри, он не выплёскивает наружу всё, что накопил. И эта сдержанность производит гораздо более сильное впечатление, создаёт масштаб личности: у него такие дела, а он ещё находит силы сдержаться! И наоборот, когда мы стараемся произвести впечатление, "разъясняем" зрителям, что я тут на грани безумия - сразу возникает напряжение, фальшь, неправда. Чем сильнее переживание, тем СДЕРЖАННЕЕ стоит его играть.

    СКРЫВАЙ ИЗНАНКУ, ОШИБКУ. Мало ли что произойдёт – забыли текст, спутали мизансцены, не вовремя вышел герой и так далее. Ни в коем случае не ойкай, не показывай зрителю, что ошиблись – "у нас всё так и задумано, всё идёт, как должно". Публика съест всё, что бы ни происходило, любой бред, если ты будешь вести себя как ни в чём ни бывало. Покажешь изнанку платья, засмущавшись,- захихикают; будешь носить всё платье шиворот-навыворот, но невозмутимо – решат, что это новая мода. С этим связано и следующее правило:

    ВЕРИШЬ ТЫ – ВЕРИМ И МЫ. На этом вообще построен театр: мы сопереживаем тому, во что верит, чем живёт актёр. Отношусь я к горбатому, кривому партнёру, как к красавцу, - и зал поверит в это; смотрю на красавца-партнёра тусклым глазом – и все слова о великой любви летят в пустоту. Так что это не Станиславский "не верит", это актёр не верит в обстоятельства, не берёт их, не живёт ими.

    НАКАПЛИВАЙ! За время репетиции тебе необходимо стать богаче – в эмоциях, в приспособлениях, в импровизации, во внимании, во внутренней речи – словом, во всём, что ты пробуешь. Если ты остался на прежнем уровне – грош цена потерянному времени. Задай себе вопрос: что я накопил сегодня, чем стал оснащённее, в чём разбогател? Много ли, мало ли, но накопить необходимо!


    Оглавление