|
|||||||||
|
Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 летДревний народный праздник МасленицаОглавлениеВремя проведения: конец февраля, начало марта. Цели:
Проводится в 2 этапа:
Этап 1 Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом. Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят блины, оладьи, разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было блинов раньше! - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины - значит год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда. Так писал великий русский поэт А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" о семье Лариных: Они хранили в жизни мирной Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Девушки в масленичных хороводах носит блины на голове, чтоб ближе к Солнцу. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями. Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название: понедельник - встреча Масленицы, Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ: "Без блина не Маслена" "На горах покататься, в блинах поваляться" "Масленица объедуха, деньгам приберуха" Не все коту Масленица - будет и Великий Пост" Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами ходили в гости. В понедельник все выходят на улицы - Масленку встречать. Называли ее ласково: Авдотья Изотьевна, Дуняша чернобровая. В некоторых областях России лепили снежную бабу, кланялись ей и говори ли: "Здравствуй, делена душа!". Но чаще изготавливали куклу из соломы, садили ее в сани, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему селу или городу. Иногда молодежь и дети устраивали засады на дорогах, ловили всех, кто ехал с ярмарки и требовали "Масленицу". Надо было подарить им соломенную или деревянную куколку. Если куклы не было - то угостить блинами. Если же и не оказывалось, беднягу валяли в сугробах. Пели песни: Вот Масленица во двор въезжает, Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Соломенное чучело либо хоронили, либо сжигали. Посмотреть на прощальный костер собиралось все село. В этот момент считалось, что сгорает на костре сама лютая Зима. При сжигании чучела молодежь мазала друг друга сажей - "на красу" Всегда во время празднования Масленицы в крупных городах проводилась ярмарка. Славилась ярмарка кукольным театром и игрищами. Тут были и бег в мешках, и столб высокий с колесом наверху - а в колесе подарки: или самовар в мешке или петух живой или даже поросенок. Иногда и сапоги модные висели. Кто смелый, кто осилит столб, залезет до вершины? Тут же играли в снежки, строили снежный городок. Потеха взрослым и детям - взятие снежного городка: пешие защищаются, а конные атакуют. Тут же продают разные товары - шали, самовары, пряники, блины. После проводов Масленицы, перед самым Великим Постом был обычай прощать друг другу обиды. Даже самые злейшие враги были обязаны поужинать за одним столом. Вот какой чудесный праздник - русская Масленица! Едет Масленица дорогая, Беседа "Прощание с Мореной", Цель: - знакомство детей с языческими божествами Мореной, Живой, Ярилой. - активизация имеющихся у детей знаний по теме "Масленица". Ход беседы: Учитель: Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с праздником Масленицы. Я уверена, что многие из вас знают об этом празднике не только из нашей красочной папки - многие из вас в детском саду уже побывали на этом веселом празднике. Наверное, кому-то из вас хочется поделиться впечатлениями с прошлого года... (дети делятся впечатлениями) При прочтении папки, наверное, у кого-то из вас возникли вопросы. Мне хотелось бы выслушать вас и дать ответы. (вопросы детей, ответы педагога.) Учитель: Ах, Зима ли ты, Зима лютая, Не пора ли тебе, Зимушка, ответ держать: В праздник Масленицу сжигают люди чучело надоевшей Зимы. Улетает дым высоко в чистое небо, будит после долгой спячки Красное Солнышко. А зачем же Зиму сжигают? Неужели нельзя ее просто проводить в холодные страны?! У древних славян существовал миф о злой богини смерти - Морене, она была еще и царицей Зимы, Мы с вами на утреннике "Священное дерево" уже говорили о ней. Морена была мрачная, коварная, злая богиня, жила она в царстве мертвых три сезона года: весну, осень и лето. Три месяца в году - зимой - наступала ее власть над землей. Собирала она верных своих слуг: Стужу, Метель, Пургу, Ураган и Морозы. Лете ли ее слуги по всей земле, все живое превращали в лед, заносили глубокими сугробами. От Морены наступая на земле МОР - а МОР это СМЕРТЬ. МОР и МОРЕНА - слова родственные. А еще от имени Морены произошли слова МОРОК - заблуждение, сумасшествие, и слово МОРОЗ - лютый холод. Но вот проходила зима, заканчивались три месяца власти Морены. Теперь должна она была уступить место богине жизни и весны - Живе, своей сестре. Но не хотела Морена отдавать власть Живе, всячески угрожала ей, пыталась обмануть сестру и даже убить ее. За такое коварство решено было убить Морену. Боги обезглавили ее и сожгли на костре, так как считалось, что огонь очищает душу от злобы и подлости. Стала Морена дымом, улетела в дальние края. Но на то она и богиня смерти, что сама смерти неподвластна. Как только заканчивается осень - Морена уже тут как тут - с Морозами и Метелями. Битва Живы с Мореной - это битва холода и тепла, битва добра и зла. Древние люди, придумавшие такой миф, верили, что их ритуалы и обряды помогут Живе-Весне одолеть Морену-Зиму. Для этого люди в масленицу жгли костры и прыгали через них. Считалось, чем выше к солнцу сделать прыжок - тем сильнее силы добра, силы Солнца. А чучело, которое раньше сжигали не только на Масленицу, но и в ночь на Купалу, называли Мореною, Марою или Маринкой. Образ злой колдуньи Маринки остался а русских былинах, например, в былине о Добрыне Никитиче, или в былине о Глебе Володьиче. Там тоже Маринка пытается обмануть добрых богатырей, отравить их и ограбить, но в каждой из былин добрый герой побеждает и казнит Маринку. И вот Морена-Зима побеждена - дам от масленичного костра вознесся высоко в весеннее неб о. И ликует в небе Солнце, и грае т. переливается, в народе говорили - "яриться". И весеннее Солнышко величали ласково - Ярило. А потом даже стали верить в такого бога - Ярилу. Но, то было давным-давно, больше тысячи лет назад. А мы с вами - далекие потомки древних славян - до сих пор рады веселому празднику, жарким кострам и приходу животворящей и ароматной волшебницы - Весны. По опушке шла Весна. Весна. Она приходит с ласкою Счастливой вам встречи Весны, ребята! Этап 2 Народный праздник "Масленица" Оборудование:
Действующие герои: Ведущий, Скоморохи - мальчик и девочка. Кукловоды в кукольном театре - 3 человека. Зал украшен в народном стиле. На стене - огромное улыбающееся Солнышко, вокруг висят вышитые рушники. На праздник приглашаются родители. История и основные обряды праздника известны детям из наглядностей и беседы. Класс разбит на группы. Каждая группа готовит определенные заранее номера художественной самодеятельности. Игры и конкурсы заранее детям не известны. Все дети - а русских костюмах. Продолжительность праздника от 1,5 часа до 2 часов. Начинается праздник в актовом зале или холле и заканчивается на свежем воздухе. Ход праздника: (В зале звучит веселая народная музыка) Ведущий: Здравствуй, Солнце Красное, Скажите, ребята, какой сегодня праздник?! (дети отвечают: Масленица!) А кто из вас видел настоящую Масленицу? Никто?! Непорядок! Скоморох-девочка: Ехали мы издалека, притомилися. Отдохнуть бы надо нам и нашей барыньке! Скоморох-мальчик: Посмотрите на меня - (Масленицу садят на заранее приготовленное место, так, чтобы она одновременно была на виду и не мешала выступающим.) (Одна группа детей обносит гостей праздника блинами. Блины лежат на красивом подносе. Дети подают блины с поклоном и поют песню "Блины") Мы давно блинов не ели, Наша старшая сестрица Напекла она поесть Как на масленой неделе (Масленицу с пением обнашивают блинами, кладут блин ей на голову.) Ведущий: Ой, спасибо, так спасибо! А теперь давайте поиграем в старинную русскую игру "Блинок на головушке"! Условия игры: Три девочки в платочках кладут на голову блины. Выходят трое желающих поиграть. Нужно позабавить барыню-Масленицу, спеть ей, сплясать или сказать 10 хвалебных слов. Девочки награждают выступающих "солнечными" блинами и кланяются Ведущий: Мы наелись, засиделись, не пора ли поплясать?! Ах ты, Macленка-душа, Видно, Масленка хитра. (выходят девочки в народных костюмах, поют масленичную песню) Масленка-бастенька, Мы тебя искалися, Мы тобою хвалимся, Ведущий: Ой, колокольчики звенят! То не наша ли распригожая барыня едет?! (звучит разухабистая народная музыка) (Выезжает "поезд" - один скоморох-мальчик под дугой, вместо коня, другой скоморох - девочка, правит им, держа в дохах соломенное чучело Масленицы. Сделав три круга по залу, она останавливаются перед девочками, исполнявшими песню.) Девочки: - Вот и приехала Масленица? - Вот и приехала широкая! - Здравствуй, здравствуй, богатая гостюшка! Ведущий: Вот и Масленица на двор въезжает, (Хоровод с элементами русского танца "А я по лугу гуляла" после хоровода - игра с пляской "Заинька, попляши!". В хороводе и пляске наравне с детьми принимают участие и родители.) Скоморохи: А кто здесь молодой! Выбегают мальчики с заводными закличкам: Аринушка бешена Сидит барин на дубу, Как у наша господина Гуси - в гусли, Коза в синем сарафане А в Москве-то вино Ведущий: Бег в мешках - не просто гонки. (проводится игра "Бег в мешках") Скоморохи помогают организовать игру и награждение. Ведущий: Перетягивать канат - трудная работа (Проводится игра "Перетягивание каната".) Ведущий: Ой, где же лавочка, скамеечка, (Игра "Битва подушками" Играющие стоят на скамейке, бьют друг друга подушками, Побеждает тот, кому удается согнать противника со скамейки.) Скоморохи: Вот потешились, пересмешники, силу-силушку позабавили, позабавили да поубавили! Пора отдыхать, представленье продолжать! (Дети разных возрастов показывают народные сценки.) -Федот! Ты блин съел? - Ты видал моего теленочка? Один стоит перед двумя. - Федул! Что губы надул? - Сено для лошади? - Андрейка, детка, о чем плачешь? (Скоморохи ставят ширму для кукольного театра. Дети ставят кукольный сюжет "Про купца, про Петрушку и про старую старушку,") Постановка "Про купца, про Петрушку и про старую старушку." Петрушка: Ой, гулянье, Ой, народу! Ай да Масленица!
Здравствуйте, ребятишки, (появляется старушка) Старушка: Oпять ты, Петрушка, попрошайничаешь? Ведь говорила же тебе - гостинцы выпрашивать нехорошо! Петрушка: Обидно мне - все блины едят, а у нас дома лишь редьки хвост да на скатерти дырки... Старушка: А ты попел бы поработал, может, на блины бы и заработал. (уходит) Петрушка: Не умею я руками работать. Только языком могу. Им верчу, как хочу, им же чушь молочу! А как языком денег заработать? Ах! Кто-то идет! (появляется Купец) Купец: Я - купец-молодец, я большой-большой хитрец, людишек обманываю, товары худые продаю за хорошие! Зато всегда сыт, одет и веселюсь! (замечает Петрушку) Ой! Ты кто? Петрушка: Я - Петрушка. Купец: Вижу, что не зверушка. А что ты тут делаешь? Петрушка: Я - местный сплетник, языкастый советник. Советы даю. Вернее - продаю! Купец: Ах, так! Ну, коли ты все знаешь, скажи мне, почему я в соболиной шубе мерзну, а ты, такой умный, в дырявой шубе не мерзнешь? Петрушка: Ну! Это просто! Я в шубе сам дырки сделал - для вентиляции! Ветер в одни дырку влетает, а из другой вылетает - вот мне и тепло. Даже жарко. Купец: Ух ты! Петрушка: Не "ух ты", а 25 копеек с тебя, дядя! Купец: 3а что?! Петрушка: За совет! Купец: А я не дам! Петрушка: А я тебе главного не сказал: когда в шубе дырки делаешь надо волшебные слова говорить. Купец: Какие? Петрушка: 25 копеек! Купец (рассердился): Да я могу тебя вместе с твоей шубой купить, и слов тогда никаких не надо! Петрушка: 3ачем покупать - давай меняться! Ты мне свою холодную шубу, а я тебе свою - волшебную! Купец: По рукам! (Производят обмен, купец уходит.) Петрушка: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Обманули дурака! Не на 25 копеек, а на 33 рубая! (Появляется Старушка) Старушка: Это ты, Петруша, поешь? Петрушка: А я шубу заработал! Старушка: Ой, горе мне! Украл ведь шубу! Где моя палка - Петрушку бить уму-разуму yчит?! (уходит) Петрушка (дразнит ее вслед):Ой-ой-ой! (Возвращается купец) Купец: Обманщик отдавай мою шубу! Я в твоей совсем продрог! Петрушка: А я в твоей продрог! Вот стою, жду, когда придут согреть меня красны девушки. Купец: Снимай мою шубу! Петрушка: Ладно, давай заново меняться. Только ты в свою шубу завернись, пусть девушки подумают, что ты - это я! (Петрушка убегает.) Старушка: Вот ты где, охальник! В шубу завернулся? Глаза от стыда прячешь? (бьет купца) Не ври! Не воруй! Честных людей не обманывай! Купец: Ой, не буду! Ой, простите меня! Ой, больше не буду! (Скрываются оба. Появляется Петрушка.) Петрушка: Как сказал когда-то Пушкин - Ведущий: Молодец, Петрушка, кушай блины на здоровье! Только не просто кушай, а еще и нас слушай. (девочки исполняют частушки с рефреном) Вместе дружно мы живем. Нынче Масленку встречаем. В наш веселый хоровод Что-то Сашенька расселся, Вот и Масленка идет. Как у нашей Юлюшки Солнце с Юлей подшутило, Нас малышки удивили, Вот - возьмите, помиритесь, В Маслену старайтеся А придет Великий Пост, Скоморохи: А теперь, чесной народ, становитесь в хоровод! Ведущий: Потерялась девка красна. (зал хором) Анюта! (проводится народная игра "Анюта") Правила игры: Играющие стоят в кругу. Вызываются мальчик я девочка, обоим завязывают глаза, Мальчик должен поймать девочку, а она должна попытаться скрыться от него, В ходе игру мальчик "зовет" девочку: "Анюта! а, девочка отзывается: Я тута!" Играющие не выпускают их за пределы круга. В игре принимают участие и взрослые. Ведущий: Засиделась наша Масленица? Не пора ли ей в путь-дорогу собираться? Скоморох-девочка: Далека дорога наша, держим путь мы к Солнышку-Колоколнышку! Ждут Масленку костру трескучие, огни горючие, чтобы зиму прогнать, а весну зазвать! Скоморох - мальчик: А пройдет Масленица, кончится широкая - настанет Великий Пост! Ведущий: Проводим же Масленицу с песнями! Эх ты, Масленица, "Дударище" Условия игры: Играющие стоят в хороводе, ведущий внутри круга показывает движения. Все повторяют рефрен: Дударь, дударь, дударище, Ведущий говорит: "Голова?" Играющие идут по кругу, поют рефрен, держась за голову. Далее все повторяется, меняется только "больное место". (Игра взята из опыта д/с №  24 Центрального р-на г. Новосибирска "Золотые ворота" Условия игры: Двое детей или взрослых держат рушник в виде арки ворот, Дети, взявшись за руки постепенно проходят туда и обратно. Поется песня: Золотые ворота, "Ворота" после песни "захлопываются", кто не успел пройти - выбивает из игры, Игра из фондов Центра фольклора и этнографии г. Новосибирска "Выезжали господа". Условия игры: Один из играющих изображает коня - ему надевается узда, дается в руки дуга с колокольцами. Второй играющий им управляет, остальные - "обоз", держатся за второго игрока по принципу "паровозика". Поется песня: Тук-тук, тра-та-та, А мы Масленицу дожидаем. Припев: Ой, ладо, ладо, увидаем -2раза. А наша Масленица дорогая. Ух! Припев. А она пешею-то не ходит. Ух! (ноты даны в книге Д. И. Мельниковой и А. Н. Зиминой "Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях.") Каталиха. Масленая - каталиха, Ведущий: А теперь, чесной народ, просим вас с нами - на горах кататься, в игры играть, барыньку провожать! Все одеваются и выходят на улицу. Проводятся игры: "Кошки-мышки", "Цепи кованые", "Городки", "Дударище", "Золотые ворота", "Въезжали господа". После песни такой веселый "караван" пробегает по кругу, и возвращается на место. Там остаются "конь" и "извозчик", а "обоз" - господа - меняются. Это - игра-имитация, имитирует масленичное катание на тройках. Здесь же дети катаются с ледяных горок, играют в снежки. Скоморохи: Люди добрые, оглянитесь, обернитесь! Уходит от нас в гости к Солнышку щедрая Масленица! (Масленицу раздевают, всем становится видно, что румяная кукла не что иное, как соломенное чучело. Взрослые сжигают чучело. Дети наблюдают за обрядом сжигания с безопасного расстояния) Все кричат: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (Скоморохи и ведущий приглашают всех на чаепитие с пирогами, блинами, оладьями.) В подготовке наглядностей, беседы и сценария использована следующая литература:
Оглавление
|