CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Методика занятий по славянской мифологии для детей от 6 до 10 лет

    Самсонова О. Д.

    Древний народный праздник Масленица

    Оглавление

    Время проведения: конец февраля, начало марта.

    Цели:

    • знакомство детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвященным концу зимы.
    • знакомство с языческими божествами древних славян Мореной, Дивой и Ярилой.
    • знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
    • разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен.
    • развитие непосредственного эмоционального восприятия.
    • воспитание бережного отношения к народным традициям.

    Проводится в 2 этапа:

    • подготовительный (беседа с детьми, работа с наглядным материалом.)
    • празднование Масленицы.

    Этап 1

    Масленица - разгульный народный праздник. Давным-давно это был языческий праздник, посвященный богу Солнца - Яриле. Сейчас Масленица празднуется как последняя неделя перед церковным Великим Постом.

    Пост - это время, когда верующим в Христа людям запрещено есть жирные и мясные продукты. Поэтому в дни празднования Масленицы проводятся богатые пиры. Хозяйки готовят блины, оладьи, разную выпечку и приглашают к себе гостей. Чего только нет на масленичном столе: тут и молоко, и сметана, и сыр, и яйца, и много-много сладостей! Но "гвоздь программы" - это блины. Каких только не было блинов раньше! - были блины с маком, с медом, с салом, с рыбой, с икрой, с брусникой... Считалось дурной приметой на столы в Масленицу не подать блины - значит год будет неурожайный, голодный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда. Так писал великий русский поэт А. С. Пушкин в романе "Евгений Онегин" о семье Лариных:

    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины:
    У них на Масленице жирной
    Водились русские блины.

    Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Девушки в масленичных хороводах носит блины на голове, чтоб ближе к Солнцу. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями.

    Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название:

    понедельник - встреча Масленицы,
    вторник - заигрыши,
    среда - лакомка,
    четверг - широкий четверг
    пятница - тещины вечорки,
    суббота - золовкины посиделки,
    воскресенье - проводы Масленицы

    Много веселых потешных шуток с этими днями, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ:

    "Без блина не Маслена"

    "На горах покататься, в блинах поваляться"

    "Масленица объедуха, деньгам приберуха"

    Не все коту Масленица - будет и Великий Пост"

    Молодежь всю масленичную неделю зажигала костры и каталась со снежных гор. Люди солидного возраста катались на тройках с бубенцами ходили в гости.

    В понедельник все выходят на улицы - Масленку встречать. Называли ее ласково: Авдотья Изотьевна, Дуняша чернобровая. В некоторых областях России лепили снежную бабу, кланялись ей и говори ли: "Здравствуй, делена душа!". Но чаще изготавливали куклу из соломы, садили ее в сани, рядом ставили ветки сосны или ели, украшенные лентами, и так возили ее по всему селу или городу. Иногда молодежь и дети устраивали засады на дорогах, ловили всех, кто ехал с ярмарки и требовали "Масленицу". Надо было подарить им соломенную или деревянную куколку. Если куклы не было - то угостить блинами. Если же и не оказывалось, беднягу валяли в сугробах.

    Пели песни:

    Вот Масленица во двор въезжает,
    Ее девушки встречают,
    Ее девушки встречают,
    Ночевать, гостевать оставляют.

    Всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней попрощалась. Соломенное чучело либо хоронили, либо сжигали. Посмотреть на прощальный костер собиралось все село. В этот момент считалось, что сгорает на костре сама лютая Зима. При сжигании чучела молодежь мазала друг друга сажей - "на красу"

    Всегда во время празднования Масленицы в крупных городах проводилась ярмарка. Славилась ярмарка кукольным театром и игрищами. Тут были и бег в мешках, и столб высокий с колесом наверху - а в колесе подарки: или самовар в мешке или петух живой или даже поросенок. Иногда и сапоги модные висели. Кто смелый, кто осилит столб, залезет до вершины? Тут же играли в снежки, строили снежный городок. Потеха взрослым и детям - взятие снежного городка: пешие защищаются, а конные атакуют. Тут же продают разные товары - шали, самовары, пряники, блины.

    После проводов Масленицы, перед самым Великим Постом был обычай прощать друг другу обиды. Даже самые злейшие враги были обязаны поужинать за одним столом.

    Вот какой чудесный праздник - русская Масленица!

    Едет Масленица дорогая,
    Наша гостьюшка годовая.
    На саночках расписных.
    На кониках вороных.
    Живет Масленица семь деньков,
    Оставайся, Масленица, на семь годков?

    Беседа "Прощание с Мореной",

    Цель: - знакомство детей с языческими божествами Мореной, Живой, Ярилой. - активизация имеющихся у детей знаний по теме "Масленица".

    Ход беседы:

    Учитель:

    Ну вот, ребята, мы с вами познакомились с праздником Масленицы. Я уверена, что многие из вас знают об этом празднике не только из нашей красочной папки - многие из вас в детском саду уже побывали на этом веселом празднике. Наверное, кому-то из вас хочется поделиться впечатлениями с прошлого года...

    (дети делятся впечатлениями)

    При прочтении папки, наверное, у кого-то из вас возникли вопросы. Мне хотелось бы выслушать вас и дать ответы.

    (вопросы детей, ответы педагога.)

    Учитель:

    Ах, Зима ли ты, Зима лютая,
    Все же ты кругом заморозила.
    Заморозила же ты, запорошила,
    Запорошила весь мир, засугробила
    При тебе ли, Зима, Зима лютая.
    Все листы дерева покинули?
    При тебе ли, Морока Морозная,
    Пташки божий все попрятались?

    Не пора ли тебе, Зимушка, ответ держать:
    Сколько будешь еще Солнце прятати.
    Не пора ли тебе место законное
    Уступать Весне - живоносице?!

    В праздник Масленицу сжигают люди чучело надоевшей Зимы. Улетает дым высоко в чистое небо, будит после долгой спячки Красное Солнышко. А зачем же Зиму сжигают? Неужели нельзя ее просто проводить в холодные страны?!

    У древних славян существовал миф о злой богини смерти - Морене, она была еще и царицей Зимы, Мы с вами на утреннике "Священное дерево" уже говорили о ней. Морена была мрачная, коварная, злая богиня, жила она в царстве мертвых три сезона года: весну, осень и лето. Три месяца в году - зимой - наступала ее власть над землей. Собирала она верных своих слуг: Стужу, Метель, Пургу, Ураган и Морозы. Лете ли ее слуги по всей земле, все живое превращали в лед, заносили глубокими сугробами. От Морены наступая на земле МОР - а МОР это СМЕРТЬ. МОР и МОРЕНА - слова родственные. А еще от имени Морены произошли слова МОРОК - заблуждение, сумасшествие, и слово МОРОЗ - лютый холод.

    Но вот проходила зима, заканчивались три месяца власти Морены. Теперь должна она была уступить место богине жизни и весны - Живе, своей сестре. Но не хотела Морена отдавать власть Живе, всячески угрожала ей, пыталась обмануть сестру и даже убить ее. За такое коварство решено было убить Морену. Боги обезглавили ее и сожгли на костре, так как считалось, что огонь очищает душу от злобы и подлости. Стала Морена дымом, улетела в дальние края. Но на то она и богиня смерти, что сама смерти неподвластна. Как только заканчивается осень - Морена уже тут как тут - с Морозами и Метелями.

    Битва Живы с Мореной - это битва холода и тепла, битва добра и зла. Древние люди, придумавшие такой миф, верили, что их ритуалы и обряды помогут Живе-Весне одолеть Морену-Зиму. Для этого люди в масленицу жгли костры и прыгали через них. Считалось, чем выше к солнцу сделать прыжок - тем сильнее силы добра, силы Солнца. А чучело, которое раньше сжигали не только на Масленицу, но и в ночь на Купалу, называли Мореною, Марою или Маринкой. Образ злой колдуньи Маринки остался а русских былинах, например, в былине о Добрыне Никитиче, или в былине о Глебе Володьиче. Там тоже Маринка пытается обмануть добрых богатырей, отравить их и ограбить, но в каждой из былин добрый герой побеждает и казнит Маринку.

    И вот Морена-Зима побеждена - дам от масленичного костра вознесся высоко в весеннее неб о. И ликует в небе Солнце, и грае т. переливается, в народе говорили - "яриться". И весеннее Солнышко величали ласково - Ярило. А потом даже стали верить в такого бога - Ярилу. Но, то было давным-давно, больше тысячи лет назад.

    А мы с вами - далекие потомки древних славян - до сих пор рады веселому празднику, жарким кострам и приходу животворящей и ароматной волшебницы - Весны.

    По опушке шла Весна.
    Ведра с дождиком несла.
    Оступилась на пригорке.
    Опрокинула ведерки!
    Зазвенели капли.
    Загалдели цапли.
    Испугались муравьи.
    Двери заперли свои.
    Ведра с дождиком Весна
    До села не донесла,
    А цветное коромысло
    Убежало в небеса,
    В небе радугой повисло -
    Вот такие чудеса!
             (В. Степанов)

    Весна.

    Она приходит с ласкою
    И с солнечною сказкою.
    Волшебной палочкой взмахнет -
    В лесу подснежник расцветет,
    И вот идет красавица
    Земли едва касается,
    Идет на поле, на реку
    И по снежку, и по цветку...
             (В. Степанов)

    Счастливой вам встречи Весны, ребята!

    Этап 2

    Народный праздник "Масленица"

    Оборудование:

    • мешки, обшитые разноцветными лоскутами,
    • импровизированные дуги с колокольцами и уздечками,
    • расписная скамья и две маленькие подушки,
    • канат дня перетягивания, украшенный разноцветными лоскутами,
    • народные музыкальные инструменты: глиняные свистки, трещотки, бубны, ложки, бутылки и т.д.
    • кукольный театр: ширма, куклы Петрушки, Купца и Старушки,
    • соломенное чучело Мары-Масленицы, одетое в русский сарафан,
    • горячие блины на подносах, накрытые полотенцами.

    Действующие герои:

    Ведущий, Скоморохи - мальчик и девочка.

    Кукловоды в кукольном театре - 3 человека.

    Зал украшен в народном стиле. На стене - огромное улыбающееся Солнышко, вокруг висят вышитые рушники.

    На праздник приглашаются родители.

    История и основные обряды праздника известны детям из наглядностей и беседы. Класс разбит на группы. Каждая группа готовит определенные заранее номера художественной самодеятельности.

    Игры и конкурсы заранее детям не известны.

    Все дети - а русских костюмах.

    Продолжительность праздника от 1,5 часа до 2 часов. Начинается праздник в актовом зале или холле и заканчивается на свежем воздухе.

    Ход праздника:

    (В зале звучит веселая народная музыка)

    Ведущий:

    Здравствуй, Солнце Красное,
    Здравствуй, небо ясное!
    Видно, Зимушка-Зима
    Скоро кончится сама.

    Скажите, ребята, какой сегодня праздник?!

    (дети отвечают: Масленица!)

    А кто из вас видел настоящую Масленицу? Никто?! Непорядок!

    Скоморох-девочка: Ехали мы издалека, притомилися. Отдохнуть бы надо нам и нашей барыньке!

    Скоморох-мальчик:

    Посмотрите на меня -
    Я сегодня за коня!
    Весь я в пене и в овсе
    Тут стою во всей красе!
    Что ж, хотите - не хотите,
    А блинами угостите!

    (Масленицу садят на заранее приготовленное место, так, чтобы она одновременно была на виду и не мешала выступающим.)

    (Одна группа детей обносит гостей праздника блинами. Блины лежат на красивом подносе. Дети подают блины с поклоном и поют песню "Блины")

    Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели
    Ой, блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!

    Наша старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица
    Ой, блины...
    (рефрен)

    Напекла она поесть
    Сотен пять, наверно, есть,
    (рефрен)

    Как на масленой неделе
    Со стола блину летели,
    (рефрен)

    (Масленицу с пением обнашивают блинами, кладут блин ей на голову.)

    Ведущий:

    Ой, спасибо, так спасибо!
    Угостили от души!
    И красиво песню спели!
    И блиночки хороши!

    А теперь давайте поиграем в старинную русскую игру "Блинок на головушке"!

    Условия игры:

    Три девочки в платочках кладут на голову блины. Выходят трое желающих поиграть. Нужно позабавить барыню-Масленицу, спеть ей, сплясать или сказать 10 хвалебных слов. Девочки награждают выступающих "солнечными" блинами и кланяются

    Ведущий:

    Мы наелись, засиделись, не пора ли поплясать?!

    Ах ты, Macленка-душа,
    Широка и хороша,
    Ну-ка, выйди появися,
    Пред народом покажися!
    (пауза)

    Видно, Масленка хитра.
    Все не едет до двора...
    То ли Солнышко печет?
    То ли ей не тот почет?
    Может, песенку споем?
    Может, хором позовем?

    (выходят девочки в народных костюмах, поют масленичную песню)

    Масленка-бастенька,
    Широкая Масленка,
    Бликами богатая,
    Квасом тороватая!

    Мы тебя искалися,
    Мы тебя заждалися,
    Барыня-Масленка,
    Широкая Масленка!

    Мы тобою хвалимся,
    На горах катаемся.
    Снежками кидаемся,
    Блинами объедаемся!

    Ведущий:

    Ой, колокольчики звенят! То не наша ли распригожая барыня едет?!

    (звучит разухабистая народная музыка)

    (Выезжает "поезд" - один скоморох-мальчик под дугой, вместо коня, другой скоморох - девочка, правит им, держа в дохах соломенное чучело Масленицы. Сделав три круга по залу, она останавливаются перед девочками, исполнявшими песню.)

    Девочки:

    - Вот и приехала Масленица?

    - Вот и приехала широкая!

    - Здравствуй, здравствуй, богатая гостюшка!

    Ведущий:

    Вот и Масленица на двор въезжает,
    Ее девушки встречают,
    Ее девушки встречают.
    Ночевать, гостевать оставляют!

    (Хоровод с элементами русского танца "А я по лугу гуляла" после хоровода - игра с пляской "Заинька, попляши!". В хороводе и пляске наравне с детьми принимают участие и родители.)

    Скоморохи:

    А кто здесь молодой!
    А кто здесь удалой!
    А не померяться ли силой молодецкой?!
    А не тряхнуть ли удалью недюжинной?

    Выбегают мальчики с заводными закличкам:

    Аринушка бешена
    По дороге бегала,
    Увидала барина,
    Барина-татарине,!

    Сидит барин на дубу,
    Дует барин во трубу.
    Труба точеная, позолеченая,
    Труба новая, трехрублевая!

    Как у наша господина
    Разыгралась вся скотина
    Утки - в дудки,
    Комары в топоры.
    Тараканы - в барабаны!

    Гуси - в гусли,
    Чечетки - в трещотки,
    Чайки - в балалайки
    Скворцы - а бубенцы!

    Коза в синем сарафане
    В шелковом платочке
    В новеньком чулочке,
    Била-била во доску.
    Да поехала в Москву?

    А в Москве-то вино
    И три копеечки ведро,
    Хошь пей, хошь - лей, хошь - окачивайся,
    Только ног не жалей - поворачивайся!

    Ведущий:

    Бег в мешках - не просто гонки.
    Мало тут одной силенки
    Тут и сильный упадет
    И с дистанции сойдет
    Ну, скачите, прыгуны!
    Победителю блины!

    (проводится игра "Бег в мешках")

    Скоморохи помогают организовать игру и награждение.

    Ведущий:

    Перетягивать канат - трудная работа
    Только нашим силачам поиграть охота!
    Гей! Гей! Силачи! Не сиди на печи!
    Обнимай канат покрепче - и к себе волочи!

    (Проводится игра "Перетягивание каната".)

    Ведущий:

    Ой, где же лавочка, скамеечка,
    Для чего же она тут поставлена?
    Не на ней ли добры молодцы
    На подушках бой задумали?

    (Игра "Битва подушками" Играющие стоят на скамейке, бьют друг друга подушками, Побеждает тот, кому удается согнать противника со скамейки.)

    Скоморохи:

    Вот потешились, пересмешники, силу-силушку позабавили, позабавили да поубавили! Пора отдыхать, представленье продолжать!

    (Дети разных возрастов показывают народные сценки.)

    -Федот! Ты блин съел?
    -Нет не я!
    -А вкусный хоть был?
    -Очень!

    - Ты видал моего теленочка?
    - Рыжего?
    - Рыжего.
    - С белым пятном на лбу?
    - С белым пятном на лбу
    - И с колокольчиком на шee?
    - Да, с колокольчиком на шее.
    - Нет, не видал

    Один стоит перед двумя.
    -Ты что делаешь?
    - Ничего.
    - А тот, кто с тобой, что делает?
    - Мне помогать пришел,

    - Федул! Что губы надул?
    - Кафтан прожег!
    - Так зашей кафтан!
    - Не зашьешь уже...
    - А велика ли дыра?
    - Да один ворот остался!

    - Сено для лошади?
    -Да.
    - Напоил лошадь?
    - Напоил.
    - Так иди, запрягая!
    - А где она?

    - Андрейка, детка, о чем плачешь?
    - О ворота головой ударился.
    - А когда это случилось?
    -Вчера вечером.
    - Почему же ту плачешь сегодня?
    - А вчера вас дома не было?

    (Скоморохи ставят ширму для кукольного театра. Дети ставят кукольный сюжет "Про купца, про Петрушку и про старую старушку,")

    Постановка

    "Про купца, про Петрушку и про старую старушку."

    Петрушка:

    Ой, гулянье, Ой, народу! Ай да Масленица! Здравствуйте, ребятишки,
    Девчонки и мальчишки!
    Вы блины-то уже ели?
    А мне оставляй?! Ух, какие жадные!

    (появляется старушка)

    Старушка:

    Oпять ты, Петрушка, попрошайничаешь? Ведь говорила же тебе - гостинцы выпрашивать нехорошо!

    Петрушка:

    Обидно мне - все блины едят, а у нас дома лишь редьки хвост да на скатерти дырки...

    Старушка:

    А ты попел бы поработал, может, на блины бы и заработал.

    (уходит)

    Петрушка:

    Не умею я руками работать. Только языком могу. Им верчу, как хочу, им же чушь молочу! А как языком денег заработать? Ах! Кто-то идет!

    (появляется Купец)

    Купец:

    Я - купец-молодец, я большой-большой хитрец, людишек обманываю, товары худые продаю за хорошие! Зато всегда сыт, одет и веселюсь!

    (замечает Петрушку)

    Ой! Ты кто?

    Петрушка:

    Я - Петрушка.

    Купец:

    Вижу, что не зверушка. А что ты тут делаешь?

    Петрушка:

    Я - местный сплетник, языкастый советник. Советы даю. Вернее - продаю!

    Купец:

    Ах, так! Ну, коли ты все знаешь, скажи мне, почему я в соболиной шубе мерзну, а ты, такой умный, в дырявой шубе не мерзнешь?

    Петрушка:

    Ну! Это просто! Я в шубе сам дырки сделал - для вентиляции! Ветер в одни дырку влетает, а из другой вылетает - вот мне и тепло. Даже жарко.

    Купец: Ух ты!

    Петрушка:

    Не "ух ты", а 25 копеек с тебя, дядя!

    Купец:

    3а что?!

    Петрушка:

    За совет!

    Купец:

    А я не дам!

    Петрушка: А я тебе главного не сказал: когда в шубе дырки делаешь надо волшебные слова говорить.

    Купец:

    Какие?

    Петрушка: 25 копеек!

    Купец (рассердился):

    Да я могу тебя вместе с твоей шубой купить, и слов тогда никаких не надо!

    Петрушка:

    3ачем покупать - давай меняться! Ты мне свою холодную шубу, а я тебе свою - волшебную!

    Купец: По рукам!

    (Производят обмен, купец уходит.)

    Петрушка:

    Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Обманули дурака! Не на 25 копеек, а на 33 рубая!

    (Появляется Старушка)

    Старушка:

    Это ты, Петруша, поешь?

    Петрушка: А я шубу заработал!

    Старушка: Ой, горе мне! Украл ведь шубу! Где моя палка - Петрушку бить уму-разуму yчит?!

    (уходит)

    Петрушка (дразнит ее вслед):Ой-ой-ой!

    (Возвращается купец)

    Купец:

    Обманщик отдавай мою шубу! Я в твоей совсем продрог!

    Петрушка: А я в твоей продрог! Вот стою, жду, когда придут согреть меня красны девушки.

    Купец: Снимай мою шубу!

    Петрушка: Ладно, давай заново меняться. Только ты в свою шубу завернись, пусть девушки подумают, что ты - это я!

    (Петрушка убегает.)

    Старушка:

    Вот ты где, охальник! В шубу завернулся? Глаза от стыда прячешь? (бьет купца) Не ври! Не воруй! Честных людей не обманывай!

    Купец:

    Ой, не буду! Ой, простите меня! Ой, больше не буду!

    (Скрываются оба. Появляется Петрушка.)

    Петрушка:

    Как сказал когда-то Пушкин -
    "Сказка - ложь, да в ней "намек"!
    Преподал купцу Петрушка
    Против жадности урок!
    Ну а вы чего сидите?
    Хоть за сказку - угостите!!!

    Ведущий:

    Молодец, Петрушка, кушай блины на здоровье! Только не просто кушай, а еще и нас слушай.

    (девочки исполняют частушки с рефреном)

    Вместе дружно мы живем.
    Вам частушечки поем.
    Ладушки-ладушки.
    Кушаем оладушки.

    Нынче Масленку встречаем.
    Всех блинами привечаем.
    Ладушки...
    (рефрен)

    В наш веселый хоровод
    Что-то Саша не идет,
    (рефрен)

    Что-то Сашенька расселся,
    Может, он блинов объелся?
    (рефрен)

    Вот и Масленка идет.
    За собой весну ведет!
    (рефрен)

    Как у нашей Юлюшки
    На носу крапулюшки
    (рефрен)

    Солнце с Юлей подшутило,
    Ей веснушки подарило!
    (рефрен)

    Нас малышки удивили,
    Два блина не поделили!
    (рефрен)

    Вот - возьмите, помиритесь,
    И отныне не деритесь.
    (рефрен)

    В Маслену старайтеся
    Больше наедайтеся!
    (рефрен)

    А придет Великий Пост,
    Будем есть от редьки хвост!
    (рефрен)

    Скоморохи: А теперь, чесной народ, становитесь в хоровод!

    Ведущий:

    Потерялась девка красна.
    Заблудилася в лесу,
    Ищет молодец напрасно
    Свою девицу-красу...
    Может встретится кому-то?! Как зовут ее?

    (зал хором) Анюта! (проводится народная игра "Анюта")

    Правила игры:

    Играющие стоят в кругу. Вызываются мальчик я девочка, обоим завязывают глаза, Мальчик должен поймать девочку, а она должна попытаться скрыться от него, В ходе игру мальчик "зовет" девочку: "Анюта! а, девочка отзывается: Я тута!" Играющие не выпускают их за пределы круга. В игре принимают участие и взрослые.

    Ведущий:

    Засиделась наша Масленица? Не пора ли ей в путь-дорогу собираться?

    Скоморох-девочка: Далека дорога наша, держим путь мы к Солнышку-Колоколнышку! Ждут Масленку костру трескучие, огни горючие, чтобы зиму прогнать, а весну зазвать!

    Скоморох - мальчик: А пройдет Масленица, кончится широкая - настанет Великий Пост!

    Ведущий:

    Проводим же Масленицу с песнями!

    Эх ты, Масленица,
    Эх, обманщица.
    Обманула, провела.
    До Великого Поста!
    Шла к нам улочкой - закоулочкой,
    Несла масла чугуны,
    Надорвала кивоты.
    Все пожрала, все поела,
    Всему миру надоела,
    Довела до Поста,
    А сама удрала!

    "Дударище"

    Условия игры:

    Играющие стоят в хороводе, ведущий внутри круга показывает движения. Все повторяют рефрен:

    Дударь, дударь, дударище,
    Старый, старый старище.
    Тебя под колоду,
    Тебя под сырую
    Тебя под гнилую?
    Дударь, что у тебя болит?

    Ведущий говорит: "Голова?"

    Играющие идут по кругу, поют рефрен, держась за голову. Далее все повторяется, меняется только "больное место".

    (Игра взята из опыта д/с №  24 Центрального р-на г. Новосибирска

    "Золотые ворота"

    Условия игры:

    Двое детей или взрослых держат рушник в виде арки ворот, Дети, взявшись за руки постепенно проходят туда и обратно. Поется песня:

    Золотые ворота,
    Пропустите вы меня,
    Первой мать пройдет,
    Всех детей проведет,
    Первый раз прощается,
    Второй - запрещается,
    А на третий раз
    Не пропустим вас!

    "Ворота" после песни "захлопываются", кто не успел пройти - выбивает из игры,

    Игра из фондов Центра фольклора и этнографии г. Новосибирска

    "Выезжали господа".

    Условия игры:

    Один из играющих изображает коня - ему надевается узда, дается в руки дуга с колокольцами. Второй играющий им управляет, остальные - "обоз", держатся за второго игрока по принципу "паровозика".

    Поется песня:

    Тук-тук, тра-та-та,
    Отворялись ворота
    Отворялись ворота,
    Выезжали господа!

    А мы Масленицу дожидаем.
    А мы Масленицу дожидаем, Ух!
    Красавицу-Весну увидаем!

    Припев: Ой, ладо, ладо, увидаем -2раза.

    А наша Масленица дорогая. Ух!
    Она гостюшка годовая.

    Припев.

    А она пешею-то не ходит. Ух!
    Все на троечке разъезжает!

    (ноты даны в книге Д. И. Мельниковой и А. Н. Зиминой "Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях.")

    Каталиха.

    Масленая - каталиха,
    Ой, каталиха, люли, каталиха!
    Масленая, а мы на горку,
    Ой, мы на горку, люли, мы на горку!
    А мы на горушку потихоньку,
    Ой, потихоньку, люли, потихоньку!
    Масленая - обжируха!
    Ой, обжируха, люли, обжируха!
    Пожрала она сыр да масло.
    Ой, сыр да масло, люли, сыр да масло!
    Сыр да масло, ой, да кури яйца.
    Ой, кури яйца, люли, кури яйца!
    Масленая - каталиха!
    Ой, каталиха, люли, каталиха!
    Проводили тебя, станет лихо,
    Ой, станет лихо, люли, станет лихо!
              пробел (взято из фондов Бердского фольклорного центра "Верегиня".)

    Ведущий:

    А теперь, чесной народ, просим вас с нами - на горах кататься, в игры играть, барыньку провожать!

    Все одеваются и выходят на улицу.

    Проводятся игры: "Кошки-мышки", "Цепи кованые", "Городки", "Дударище", "Золотые ворота", "Въезжали господа".

    После песни такой веселый "караван" пробегает по кругу, и возвращается на место. Там остаются "конь" и "извозчик", а "обоз" - господа - меняются.

    Это - игра-имитация, имитирует масленичное катание на тройках.

    Здесь же дети катаются с ледяных горок, играют в снежки.

    Скоморохи: Люди добрые, оглянитесь, обернитесь! Уходит от нас в гости к Солнышку щедрая Масленица!

    (Масленицу раздевают, всем становится видно, что румяная кукла не что иное, как соломенное чучело. Взрослые сжигают чучело. Дети наблюдают за обрядом сжигания с безопасного расстояния)

    Все кричат:

    Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

    (Скоморохи и ведущий приглашают всех на чаепитие с пирогами, блинами, оладьями.)

    В подготовке наглядностей, беседы и сценария использована следующая литература:

    1. Асов А. И. Русские Веды. М., 1992.
    2. Демин В. Н. Тайны русского народа: в поисках истоков Руси. М,1997
    3. Ляховская Л. Энциклопедия православной обрядовой кухни. М, 1998.
    4. Мельникова Л. И. Зимина А. Н. Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М ,2000.
    5. Потешки, считалки, небылицы. М., 1989
    6. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. Под ред. Орловой А. В. Владимир, 1995.
    7. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М,1979.
    8. Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1997.

    Оглавление