|
|||||||||
|
Уроки стихосложения для самых маленькихЗанятие второе: дело усложняется - оказывается, в русской поэзии есть не только двусложные размеры.ОглавлениеДобрый день, мои дорогие маленькие друзья! Старый доктор Нулин спешит поздравить вас с началом второй четверти и продолжить разговор о том, как рождается волшебство поэзии. В прошлый раз мы познакомились с двумя поэтическими размерами - ямбом и хореем. Это, как вы помните, размеры двусложные, то есть такие, в которых стопа (метрическая единица с определенным устойчивым чередованием ударных и безударных слогов) состоит из двух слогов. Хорей - это когда в стопе на первом месте стоит ударный, а на втором - безударный слог. Ямб - наоборот. Но, скажете вы, "Мама мыла раму" - хорей и "Буря мглою небо кроет" - тоже хорей. А какая разница!.. Совершенно верно. Во-первых, "Мама мыла раму" - просто стихотворная строчка, а "Буря мглою..." - великая поэзия. Почему так - нам ещё долго предстоит выяснять. А во-вторых, между этими строчками есть ещё и совершенно формальное различие, а именно: пушкинская строчка длиннее. Давайте снова разобьём обе строки на слоги и стопы и посчитаем. МА-ма/ МЫ-ла/ РА-му/: три ударных + три безударных слога составляют в последовательном хореическом сочетании три стопы. Такой хорей называется трёхстопным. БУ-ря/ МГЛО-ю/ НЕ-бо/ КРО-ет/: четыре ударных + четыре безударных слога, т.е. четыре хореических стопы. Это - четырёхстопный хорей. То же самое можно определить и относительно ямба. Попробуйте сами разобрать следующие примеры: Для берегов отчизны дальной В обоих примерах авторы использовали ямб. Сколько стоп в стихотворной строке Пушкина и сколько - в строке Шекспира-Пастернака - предстоит решить вам. Однако, помимо написанных ямбами и хореями, в русской поэзии есть и совсем другие стихи. Вот, например: Буря на небе вечернем, или: Славная осень! Здоровый, ядрёный Замечательные стихи, но, не правда ли, совершенно непохожие на те, которые мы уже разбирали? В чем же тут дело? Еще раз займёмся арифметикой. БУря на НЕбе веЧЕРнем, Я выделил большими буквами ударные слоги. Сколько их во второй строчке? Три. А сколько безударных? Четыре. На хорей что-то не похоже. Странно?.. Попробуем проследить их чередование. Первым стоит ударный слог "МО"; затем подряд два безударных "ря", "сер"; потом снова ударный "ДИ", за ним вновь два безударных "то", "го"; наконец ударный "ШУМ". Теперь становится понятно: дело в иной последовательности ударных и безударных слогов. Если в хорее и ямбе ударные слоги чередуются через раз, то здесь - через два слога. А если ударных - три, значит мы имеем дело с размером трёхстопным. То же самое и во втором примере, только там строчка более длинная, а значит, и стоп будет больше. Считаем: СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный Ударных слогов в каждой строчке - по четыре, значит размер четырёхстопный. А называется он - дактиль. Итак, запомним: кроме двусложных размеров в русских стихах есть ещё и трёхсложные. И один из них, тот, в котором ударный слог стоит на первом месте, - дактиль. А сколько всего может быть трёхсложных стихов? Догадались? Ну конечно же, три. Если в дактиле ударный слог - первый, то в амфибрахии - второй, а в анапесте - третий. Приведём примеры. Амфибрахий: ОдНАЖды/ в студЁНу/ ю ЗИМню/ ю Пору Если вы потренируетесь, поищете в книжках разных поэтов примеры на все известные уже вам пять главных стихотворных размеров, то в дальнейшем легко сможете определять эти размеры просто на слух. Есть еще одна вещь, которую необходимо сказать в завершение этого урока. Мы уже усвоили, что в стихотворной строчке всё определяют стопы и их количество. А в стопе всё решают количество и чередование слогов. Но вот - дактиль Некрасова: СЛАВ-на-я/ О-сень! Здо/ РО-вый, яд/ РЁ-ный... Здесь в первой, второй и третьей стопе точно по три слога, а в четвертой - только два. А дактиль всё равно считается четырёхстопным. Как же так? А дело в том, что стопа, завершающая строку, часто бывает усечённой, однако если в ней есть ударный слог, то даже такая неполная стопа считается полной. Последний слог как бы прочитывается, пропевается молча, паузой. Как, например, если певец уже закончил песню, а музыка еще тихо-тихо продолжает звучать... Вот и всё на сегодня. А в перерыве между нашими уроками попробуйте поискать примеры всех известных вам стихотворных размеров и ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Сколько стоп в этом пушкинском ямбе? Для берегов отчизны дальной Сколько стоп в этих строках Шекспира? Но нет печальней повести на свете, 2. Сколько стоп в амфибрахии Некрасова? Однажды в студёную зимнюю пору Сколько стоп в амфибрахии Майкова? Ах, чудное небо, ей Богу, над этим классическим Римом, 3. Сколько стоп в анапесте Фета? Я тебе ничего не скажу, Сколько стоп в анапесте Светлосанова? Начинают охоту летучие лёгкие мыши, И ещё одно задание: попробуйте отыскать усеченные стопы в этих примерах. Отличники могут и должны, конечно, открыть книги стихотворений любимых поэтов и самостоятельно проделать те же вычисления на примерах любимых стихов. А теперь, до свидания, друзья, до новых встреч. Ваш доктор НУЛИН Оглавление
|