CINEMA-киновзгляд-обзор фильмов

я ищу


Обзор книг

Альбомы иллюстраций

Авторы

Тематические разделы


  • учебники и учебные пособия (23)
  • авторские сборники стихов и прозы (10)
  • лекции, статьи, эссе (4)
  • редкая книга (5)
  • занимательное литературоведение (1)
  • Гостевая книга

    Кто кому тайный советник

    Зубов А.Е.

    Предисловие

    Оглавление

    Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
                 Козьма Прутков

    Незаметно для ныне живущих классическая русская литература и драматургия стали явлениями уже позапрошлого века. Всё дальше от нас эпоха царей, поручиков, извозчиков, белошвеек... И все же книги этого поистине золотого века русской культуры заслуженно называются классикой - они волнуют и сегодня миллионы людей во всех уголках земного шара, заставляют сопереживать Ленскому и Ларисе Огудаловой, смеяться над Хлестаковым и Коробочкой, разгадывать Чехова, Лермонтова, Блока...

    Но время идет, и некоторые реалии времен минувших сегодняшнему читателю просто непонятны. Отчего так потрясен Тонкий из чеховского рассказа? О чем говорит Скалозуб: "Ему дан с бантом, мне на шею"? Что означают мечты Городничего о голубой и красной ленте? Да и что такое этот самый "чин", от которого произошло столько понятий - "чинопроизводство", "чинопочитание", "чиновник", "обойти чином", "чин чина почитай", "счесться чинами" и так далее?

    ХХ век оставил нам один основной признак оценки положения человека в обществе. Мы спрашиваем о новом знакомом: "Кто он?", имея в виду его личную деятельность, должность, которую он занимает, род занятий, доход от них, место работы. Для краткости все это многообразие можно свести к одному слову - "должность" человека. Нас не интересуют - при первом знакомстве - его предки и нынешние родственники, его награды, из какой семьи его жена. Он - это рабочий, бизнесмен, врач, дипломат, агроном, летчик. Так мы к нему и относимся. То есть мы ставим человека на ту или иную полочку в обществе в зависимости от его должности в первую очередь.

    Эта категория много определяла в отношениях людей и до революции 1917 года. Но кроме должности, существовали и другие принципы оценки человека: происхождение, принадлежность к определенному сословию, чин, наличие орденов, родственники и свойственники. Даже правильно обратиться к человеку - на "ты" или на "вы", "ваше благородие" или "ваше сиятельство" - можно было, только разбираясь в системе общественных отношений Российской империи.

    Для того, чтобы помочь учащимся хотя бы в самом общем виде понять взаимоотношения людей в царской России, и написано это пособие. Оно не претендует на научную точность, многие подробности, тонкости остаются за его пределами, кое-что, с исторической точки зрения, изложено слишком обобщенно. История России XIX и начала ХХ века - явление многоплановое, противоречивое и служит питательным материалом для сотен серьезных научных работ. Но, как справедливо сказано, "никто не обнимет необъятного", и в первом приближении, как общая картина того времени, обзор основных систем ценностей в общественной жизни России, эта работа может помочь студенту, открывающему классическую пьесу, понять - кто есть кто, "кто кому тайный советник", кто старше, кто младше.

    Под XIX веком здесь понимается период в истории России, начиная с так называемой "пушкинской" эпохи, то есть с начала века (1810-е годы), и заканчивая 1917 годом. В качестве примеров взяты не только реально существовавшие люди, но, главным образом, персонажи русской драматургии и литературы этого периода.

    И еще одна оговорка. В области человеческих отношений нет правил без исключений, нет законов, которые бы не нарушались. Как бы ни были зафиксированы, даже законодательно, нормы отношений, социального этикета, поведения, и в жизни, и на сцене всегда есть зона отклонений, нарушений. Иногда это - свойство характера отдельной личности (Чацкий и "фамусовское общество"), иногда проявление чувств, которые сильнее норм приличия (Анна Каренина), иногда воля монарха, иногда традиции прошлого, мнение определенного круга людей, мода и так далее. Но прежде, чем нарушать правила, актер должен их знать. Знание того, как было, дает основу для решения вопроса, как будет в спектакле по русской классической пьесе.


    Оглавление