|
|||||||||
|
Феномен Николая Заболоцкого4.1. Пространственные метатезыОглавлениеСчастлив, кто падает вниз головой: Пространственные метатезы, как показано в работах С.В. Кековой (1986а, 1987), составляют важнейшее образное поле в мире Заболоцкого. В наиболее чистом виде принцип метатезы явлен в таких, например, строчках: Любовь стенает под листами, Как отмечает исследователь, "поэт не указывает, с чем или кем любовь 'меняется местами': ему важен сам принцип метатезы" (Кекова 1987, с. 11). Особое место занимают случаи, когда метатеза разворачивается в вертикальном измерении и приводит к инверсии верха и низа. Нетрудно увидеть, что "Столбцы" буквально "окольцованы" образом вертикальной пространственной метатезы, притом что масштаб распространения принципа от первого столбца к последнему расширяется, охватывая весь пространственный универсум "Столбцов". Так, в "Белой ночи", один из трех любовников, перевернут вверх ногами. Здесь возле каменных излучин В заключительном "Цирке", выполняющем функцию апофеоза, вслед за картиной всеобщей паники обнаружим образ, свидетельствующий о тотальном распространении мотива: Тут пошел в народе ужас, Композиционное кольцо, явленное столь зримо, способно подтолкнуть читателя к поискам принципа симметрии на более глубоких и тонких уровнях организации текста сборника. В других столбцах мотив находит подтверждение, осуществляясь в "детском" и "женском" модусах: В сугробах роя катакомбы, О мир, свинцовый идол мой, В столбце "На лестницах", наконец, кот-отшельник, совершает некий чудовищный саморазрушительный акт, который сворачивает его тело в дугу и превращает в висельника: Но поздно! Кот, на шею сев, Монах! Ты висельником стал! Прощай [...] Сворачивание в дугу связывает кота с форвардом из "Футбола", и сквозь оба образа при взаимном наложении просвечивает древнейший солярно-свастический символ Уробороса - змея, кусающего собственный хвост. Этот символический образ занимает одно из центральных мест в философии Г.С. Сковороды, с сочинениями которого поэт был хорошо знаком. Речь идет, как нам кажется, не о мотивных перекличках, каковых немало в любом подлинно художественном тексте, но о сознательно и жестко выстроенной стратегии: читатель в нужный автору момент должен вспомнить (или подсознательно "ощутить"), что с образом подобного рода он уже встречался прежде на страницах сборника. Повешенный книзу головой (см. 3.3) - столь важный образ в мире "Столбцов", в поэтическом мышлении Заболоцкого ("Николай Алексеевич говорил, что с помощью словосочетаний 'задом наперед', 'наоборот' и особенно 'книзу головой' возможно изображать предметы под новым углом зрения, в неожиданных ракурсах. Ему нравилось слово 'руконог', придуманное Хлебниковым, - пример яркого, образного мышления" (Заболоцкий 1995, с. 104.).) и, как нам представляется, в истории русского авангарда, что необходим экскурс в его предысторию. Стартовой площадкой станет одно раннее стихотворение Велимира Хлебникова. Оглавление
|